Азиатам не дают уединиться

Перспективы Восточноазиатского сообщества пока непонятны – слишком много разногласий и противоречий обозначилось между его участниками. Может быть и хорошо, что Россия не вошла в состав этого сомнительного образования




Ассоциация стран Юго-восточной Азии (АСЕАН) на днях провела очередной саммит. Но вот парадокс: членами АСЕАН являются всего 10 государств, а в саммите принимали участие целых 16. Дело в том, что в партнеры и даже члены этой региональной экономической организации давно набиваются соседи, причем не все из них расположены в Юго-восточной Азии. Конкретно речь идет о Китае, Японии и Южной Корее, а также Австралии и Новой Зеландии. Уже возникли такие "форматы" интеграции как АСЕАН+1, +2 и даже +3. Однако этот саммит побил все рекорды: он собрался в составе АСЕАН+6, подключив еще и Индию, а также Россию – пока, правда, на правах "не интегрированного" партнера. Саммит получился таким "широкоформатным", что само название АСЕАН тут уже было как-то неуместно: решили наименовать его Восточноазиатским сообществом (ВАС).

Похоже, изначальная "десятка" не слишком тяготится расширением круга партнеров.. Эксперты давно отмечают, что АСЕАН охотнее развивает интеграцию вовне, чем внутри. Ведь среди десяти его стран-членов есть такие развитые, как Сингапур или Малайзия, но есть и отстающие, вроде Вьетнама или Лаоса. Соответственно, первым нужна либерализация рынков, а вторым – протекционистская защита своих производителей. Понятное дело, что общий знаменатель в интеграции им найти трудно. Зато когда речь идет об отношениях с такими могущественными и выгодными соседями, как Китай или Япония, дело сразу принимает другой оборот. Все страны восточно-азиатской "десятки" устремляются в их "экономические объятия". Разумеется, больше всех преуспел в интеграции со странами АСЕАН Китай, по сути, превративший всю эту "тусовку" в свою подсобную мастерскую и рынок сбыта. Для ряда стран АСЕАН Поднебесная стала основным торгово-экономическим партнером. Кроме того, в некоторых из них китайская диаспора контролирует львиную долю национального бизнеса.

Таким образом, Восточноазиатское сообщество – это далеко не "АСЕАН+", а нечто гораздо большее, где "десятка" является, скорее, довеском, нежели интеграционным ядром. В этом смысле объединение приближается по формату к другому региональному форуму – Азиатско-Тихоокеанскому экономическому сообществу (АТЭС). Однако между ними есть одно принципиальное отличие – в АТЭС входят Соединенные Штаты, а в "АСЕАН+", разумеется, нет. В ВАС их тоже не пригласили и, по всей видимости, не пригласят. Дело даже не только в том, что географически они не вписываются в формат организации – Австралия с Новой Зеландией тоже не являются ни восточными, ни азиатскими, как справедливо заметил бывший малайзийский премьер, автор идеи ВАС, Махатхир Мохамад, – а в том, что в новой организации другая "доминанта" – Китай. Пекин является основным противником участия США в ВАС: ему не нужны тут конкуренты за лидерство. По этой же причине Китай не порадовало даже присутствие на саммите таких стран, как Австралия и Индия, которые тоже могут быть противовесом в его "вотчине".

А вот Япония, напротив, очень рада максимальному расширению формата интеграции. Ведь если его не расширять, то ей бы пришлось в рамках создаваемой организации иметь дело с "Китаем+АСЕАН", что для японцев не слишком приятно. А так – появились и "третьи силы". Дело в том, что японо-китайские отношения в последнее время заметно испортились. Причина понятна – обострившаяся между двумя экономически могущественными странами конкуренция за влияние во всей Восточной Азии. Но проявление у этого противостояния довольно своеобразное: в обеих странах растут националистические настроения, подогреваемые памятью о Второй мировой. Премьер Коидзуми упорно продолжает чтить самурайскую память в храме Ясукуни, а китайцы на него за это все сильнее обижаются. В этом году они совместно с южными корейцами даже отменили традиционную трехстороннюю встречу с Японией на высшем уровне (хотя Коидзуми и ранее регулярно посещал храм Ясукуни, но на межгосударственных отношениях это не отражалось).

Наконец, сами страны АСЕАН тоже не прочь интегрироваться в более широком формате. Это сгладит их внутренние разногласия, а также, возможно, компенсирует чрезмерное влияние в их регионе Китая, которого они, по чести сказать, побаиваются.

Таким образом, Восточноазиатское сообщество создано, но его перспективы пока непонятны – слишком много разногласий и противоречий обозначилось между его участниками. Даже Махатхир Мохамад не доволен тем, как реализуется его замысел: он-то имел в виду интегрировать АСЕАН только с тремя странами Северо-восточной Азии (Китаем, Японией и Южной Кореей). Так что, может быть и хорошо, что Россия пока не вошла в состав этого сомнительного образования. Зато наши отношения с АСЕАН вышли на новый уровень: в Куала-Лумпуре практически параллельно с саммитом ВАС состоялся первый саммит Россия–АСЕАН, где были подписаны совместная декларация и программа развития сотрудничества на 2005-2015 годы..

РФ и восточноазиатская "десятка" предполагают взаимодействовать в областях политики и безопасности, развивать торговое, инвестиционное, энергетическое, транспортное сотрудничество, а также контакты на уровне малого и среднего бизнеса. Кроме того, стороны намерены сотрудничать в научно-технической и информационно-коммуникационной сферах, взаимодействовать в предупреждении и преодолении последствий стихийных бедствий. А саммиты Россия–АСЕАН будут отныне регулярным явлением – тоже своего рода новым форматом "внешней" интеграции АСЕАН. И что характерно – без участия Китая.

Выбор читателей