На коммунальные тарифы набрасывают узду

Вводимое с января будущего года централизованное установление предельных тарифов на услуги ЖКХ для каждого субъекта Федерации не способно вывести отрасль из кризиса, считают эксперты


ФОТО: СФН



Безудержный рост цен на жилищно-коммунальные услуги превратился в последнее время в один из главных факторов социальной напряженности в России. За пять лет коммуналка подорожала более чем в четыре раза, и чем дальше, тем стремительнее кривая роста уходит ввысь. Так, если за весь 2004 год тарифы ЖКХ возросли на 21,8%, то только за январь–октябрь этого года – на 31,7%. В знак возмущения перманентным увеличением платы за коммунальные услуги даже в относительно благополучной Москве на улицы готово выйти более половины населения.

Власть видит путь к выходу из кризиса в административном регулировании тарифов отрасли. На днях Госдума и Совет Федерации приняли ряд законодательных поправок, в соответствии с которыми центр получит возможность устанавливать предельные индексы для каждого субъекта федерации, а затем региональные власти будут "спускать" в каждый отдельно взятый муниципалитет свой "прайс-лист". Новый порядок должен вступить в силу с 1 января 2006 года.

Между тем, как пишут сегодняшние "Новые Известия", с помощью этих мер едва ли можно будет коренным образом решить проблему. Дело в том, что цены на тепло, горячую воду, электричество и газ, составляющие львиную долю затрат населения на услуги ЖКХ, и так уже регулируются государством. Немалую лепту в увеличение тарифов и сопутствующую этому инфляцию вносят и так называемые жилищные услуги - содержание домов, лифтов, их ремонт, уборка подъездов и так далее - но по закону цены здесь диктует рынок. Таким образом, предельные тарифы будут устанавливаться лишь на холодную воду, канализацию и утилизацию твердых бытовых отходов. "В общей корзине услуг ЖКХ на долю трех этих позиций приходится не более 15%. В частности, плата за холодную воду и канализацию в зависимости от региона – это от 0,2 до 2,5% общих затрат на коммунальные услуги. Так что законодательные поправки – это косметическая мера", – говорит президент "Евразийского водного партнерства" Сергей Яшечкин.

Частный бизнес, работающий в жилищно-коммунальном секторе, давно призывает власть сделать систему регулирования тарифов прозрачной. Принятые законодательные поправки этой проблемы не решают. "Во-первых, тарифы устанавливаются в административном порядке, без учета финансовых потребностей предприятий ЖКХ и наличия у них обязательств по повышению качества и надежности функционирования инфраструктуры, – продолжает Яшечкин. – Во-вторых, правительство не предложило механизмы, обеспечивающие экономическую обоснованность тарифов и качество предоставляемых услуг".

Глава постоянной комиссии по градостроительству и городскому хозяйству Законодательного собрания Санкт-Петербурга Михаил Амосов считает действия властей в сфере ЖКХ "очередным проявлением централизаторского зуда". "Смысла в поправках в закон нет никакого, – полагает он. – Такое предприятие, как, например, "Водоканал", является полностью городским, платит налоги городу, так почему в Москве должны решать, какие тарифы для него устанавливать?".

Как считают эксперты, если бы у правительства была внятная программа преодоления кризиса в ЖКХ, то оно в первую очередь содействовало бы обновлению обветшавшей инфраструктуры. А раз власть этого не делает, придется подключаться потребителям - своими деньгами, разумеется.

Выбор читателей