"Швейцарский инцидент" может иметь отдаленные последствия

Директор Пушкинского музея Ирина Антонова не исключает, что спустя время на многострадальных полотнах, вернувшихся из Швейцарии, могут проявиться те или иные изменения, вероятно, не в лучшую сторону




Картины Пушкинского музея, недавно оказавшиеся предметом споров России и компании Noga, можно назвать воистину многострадальными. Напомним, что около месяца назад проходила выставка картин в Швейцарии, однако благодаря иску вышеупомянутой фирмы она несколько затянулась. При этом специалисты в один голос утверждали, что во время разбирательства условия содержания этой части культурного наследия нашей страны оставляли желать лучшего.

Однако разногласия вскоре были урегулированы, бесценные картины вернулись в Россию, и эксперты после тщательного анализа их состояния не обнаружили признаков повреждения. Но на этом инцидент может быть не исчерпан.

Сегодня в ходе пресс-конференции директор Пушкинского музея Ирина Антонова заявила, что все-таки не исключает вероятности порчи драгоценных полотен. Она считает, что спустя некоторое время на картинах, вернувшихся из Швейцарии, могут проявиться те или иные изменения. Она пояснила, что произведения живописцев некоторое время находились вне поля зрения российской культурной общественности, ими, например, манипулировали на складе, их передвигали и переносили люди, которые этим не совсем умеют заниматься.

Дело в том, что такого рода ценности требуют особого ухода, и любое изменение условий их содержания, например, освещения или циркуляции воздуха может если не ускорить их выход из строя, то во всяком случае нарушить неспешное течение их жизни. Антонова считает, что перемещения в пространстве для художественных произведений просто опасны, а необходимым условием сохранения их первозданного вида является нахождение на одном месте без движения. По словам Антоновой, к перемене обстановки особенно чувствительны старые картины и живопись импрессионистов. Таким образом, спустя некоторое время состояние картин может измениться, возможно, не в лучшую сторону.

Антонова считает инцидент в Швейцарии "очень хорошим уроком для всего мира" и выступает за создание документов, защищающих художественные ценности. Тем не менее, вскоре Пушкинский музей отправит на выставку во Францию картину Руссо "Ягуар, нападающий на лошадь". На этот раз принимающая сторона предоставила все гарантии сохранности и возврата произведения искусства.

Выбор читателей