Фетисов проиграл битву, но не войну

Тягачев и Фетисов за годы пребывания у власти не отметились ничем выдающимся, не создали действенной системы управления российским спортом. Так что выборы главы ОКР непосредственно к спорту имели слабое отношение




Интрига на выборах президента Олимпийского комитета России была многоплановой. Первый, и чисто внешний, так сказать, план заключался в том, что Федеральное агентство по физической культуре и спорту претендовало на исключительно самостоятельную роль в определении приоритетов российского спорта. Ведь в чем по сути смысл демократического принципа разделения ветвей власти? В том, что законодательная, исполнительная и судебная власть неподвластны друг другу и, работая одновременно, влияют друг на друга лишь опосредованно. Применительно к российскому спорту это выглядит следующим образом: государственный исполнительный орган – агентство – проводит своими силами государственную политику в этой области, финансируя ее в объемах, которые государство способно на спорт выделить. Общественный же орган – Олимпийский комитет России – вместе с действующими под его эгидой федерациями по видам спорта занимается развитием своих дисциплин и решает все вопросы, связанные с участием страны в Олимпийских Играх. Если брать еще точнее, то агентство должно, по идее, заниматься любительским и массовым спортом, то есть, "нести физкультуру в народ". А ОКР главной своей целью всегда считал то, что принято называть спортом профессиональным.

При таком раскладе особых противоречий между государственным и общественным органами не возникло бы. Но с какой же стати серьезному государственному органу добровольно исключать из сферы своего влияния такую высокодоходную область, как профессиональный спорт? Вот и идут бои между агентством и ОКР – бои за влияние, за власть и за распределение средств. Все как у людей.

Когда Вячеслав Фетисов пришел на пост главного государственного спортивного чиновника, было очевидно, что физкультурой заниматься он будет с наименьшей охотой. Его нынешний соперник, Леонид Тягачев, сам побывавший на посту министра российского спорта, за время своего руководства ОКР показал себя не очень хорошо – Олимпиады в Солт-Лейк-Сити и Афинах Россия проиграла, причем с крупными допинг-скандалами. И стремление Фетисова если не напрямую, то хотя бы опосредованно подчинить своему ведомству ОКР даже не было особо завуалированным. Выстраивая "вертикаль спортивной власти", Фетисов особо не задумывался ни о какой-то там демократичности управления, ни о системе сдержек и противовесов. Нет, просто формально он сам не стал участвовать в выборах президента ОКР, сделав ставку на другую знаменитую спортсменку, Ирину Роднину, которая вот уже три года работает председателем Центрального совета Всероссийского добровольного общества "Спортивная Россия". Созданная при активном участии Фетисова эта "партия спорта" фактически является "Единой Россией" в миниатюре. И понятно, что в случае победы Родниной всякое подобие "спортивной двухпартийности "улетучилось бы, "как сон, как утренний туман".

Хорошо бы это было или плохо для российского спорта? Чисто теоретически любая двухпартийность заведомо лучше тоталитарности. Но как бы в данном случае не пришлось нам процитировать одного известного в прошлом политика, который, сравнивая двух своих коллег, сказал: "Оба хуже!" Ни Тягачев, ни Фетисов за несколько лет своего пребывания у спортивной власти не отметились ничем выдающимся, не создали действенной системы управления российским спортом, который постепенно начинает дышать на ладан. Старые, еще советские спортивные резервы и ресурсы заканчиваются, а система воспроизводства новых так всерьез и не создана. Вместо конструктивной работы идет в основном борьба за власть, а работа подменяется авралами накануне очередных Олимпиад или показухой с заведомо провальным выдвижением российских городов в качестве потенциальных олимпийских столиц.

Если и происходят серьезные прорывы, так это там, где дело в руки берут представители серьезного бизнеса, способные хотя бы на локальных участках наладить нормальную подготовку – пусть даже и с некоторыми "перегибами". В этом смысле мне представляется почти катастрофой отказ баллотироваться на пост президента ОКР Владимира Лисина – главы Стрелкового союза России и председателя совета директоров ОАО "Новолипецкий металлургический комбинат", то есть – одного из тех, кого принято считать олигархами. То, как поставлена работа в Стрелковом союзе, – лучшее аргумент в пользу удачной работы Лисина во главе ОКР. Но серьезнейший претендент не дошел до выборов – и это заставляет думать о какой-то потайной игре. Чего стоит хотя бы формулировка отстранения Лисина от участия в выборах – "из-за несоблюдения некоторых юридических формальностей"! Звучит почти как "спор хозяйствующих субъектов"... Во всяком случае, ясно, что слишком уж самостоятельный президент ОКР никому пока не нужен. Знакомая ситуация, не правда ли?

Что же теперь? Честно говоря, сам факт выборов менее чем за 2 месяца до старта очередной Олимпиады выглядит более чем странным. Может быть, в этом заключается смысл итога перевыборов? В самом деле: выиграй сейчас выборы, скажем, Ирина Роднина – и что? В случае более чем ожидаемой неудачи России на Играх в Турине сурово спросить будет не с кого – новое руководство ОКР справедливо укажет на то, что за короткий срок ничего сделать было нельзя. В случае маловероятного российского успеха у ОКР были бы все шансы присвоить себе чужие достижения, сказав, что "мы-де героически изменили ситуацию всего за месяц с небольшим". Теперь же Тягачев получил сомнительный шанс отчитаться по итогам подготовки. В случае провала в Турине он будет подвергнут серьезнейшей критике – и наверняка последуют чрезвычайные выборы, выиграть которые Фетисов и Роднина смогут без особых усилий.

Пока же все обставлено слишком уж нарочито. Перед выборами выступил заместитель главы администрации президента России Александр Абрамов. Он фактически открыто призвал делегатов голосовать за Тягачева. Фетисов в качестве "кусочка сахара" практически в день выборов получил аж три подарка. Во-первых, правительство одобрило концепцию программы развития физкультуры и спорта в России на 2006-2015 годы. Наверное, на словах эта программа хороша... ну, хотя бы как славной памяти Продовольственная программа еще советских времен. Во-вторых, Владимир Путин наградил Фетисова орденом "За заслуги перед Отечеством" III степени. И наконец, вице-премьер Александр Жуков, выслушав доклад Фетисова на заседании правительства, предложил как можно быстрее запустить федеральную спортивную лотерею по типу "Спортлото". В случае ее проведения ведомство Фетисова получит мощный источник доходов и, стало быть, повысит свои шансы в борьбе с ОКР.

После этого Фетисову ничего не оставалось, кроме как публично отказаться от поддержки Родниной... нет, это, конечно, не сдача соратников – это просто маневр, дымовая завеса. Теперь Фетисову остается, подобно, извините, Ленину в Первой мировой войне желать поражения своим – российским олимпийцам в Турине. Ибо только тогда Тягачев будет ослаблен настолько, что его не защитит ни какое-то "золото" Турина, ни былой статус личного горнолыжного тренера Владимира Путина, ни формальная независимость ОКР от российских властей. А пока... Пока Тягачев призывает к созданию некой комиссии для выработки общей стратегии ОКР и агентства. А Фетисов хочет, наплевав на устав МОК, сделать ОКР структурным подразделением агентства с представительскими функциями... Вот только к спорту все эти идеи не имеют никакого отношения – обычная чиновничья грызня. Увы, война за спортивную власть в России никак не идет на пользу ни спортсменам, ни болельщикам.

Выбор читателей