Что ПАСЕяно, то и пожнем

Чтобы снять напряженность, наблюдающуюся в отношениях России и ПАСЕ, председатель этой организации Рене ван дер Линден заявил, что "Россия – не сосед Европы, а реальный участник европейской жизни"




Повестка дня открывшейся вчера зимней сессии Парламентской ассамблеи Совета Европы (ПАСЕ) корректировалась вплоть до последнего момента. Некоторые европейские парламентарии предлагали в срочном порядке обсудить вопросы о свободе СМИ в России, о газовом конфликте между Россией и Украиной, о недавних беспорядках во Франции и других европейских странах. Однако Бюро ПАСЕ приняло решение, которое предполагает обсуждение всех этих вопросов в обычном порядке после подготовки развернутых докладов по соответствующим темам в специализированных комитетах. И без того в рамках предстоящей сессии парламентариям будет о чем поговорить. Они проведут дебаты по ситуации с правами человека в Белоруссии и в Чечне, обсудят итоги парламентских выборов в Азербайджане, затронут вопрос о необходимости и целесообразности международного осуждения преступлений тоталитарных коммунистических режимов, и, наконец, рассмотрят проблему существования секретных тюрем ЦРУ в отдельных странах Европы.

Повестка дня сессии ПАСЕ весьма примечательна. Долгое время европейские государства чувствовали некоторую неуверенность, будучи стеснены, с одной стороны, прекрасно вооруженным и представляющим серьезную опасность находящимся по соседству враждебным Советским Союзом, а с другой – американцами, которые должны были играть роль гаранта европейской безопасности, но требовали, чтобы европейцы платили за это своей самостоятельностью, находясь в фарватере американской политики. С распадом СССР и утратой Россией статуса сверхдержавы европейские государства перестали опасаться своего восточного соседа. Это, во многом, определило и их отношение к Штатам, зависимость от которых перестала быть столь однозначной. Более того, на уровне отдельных стран европейцы уже продемонстрировали свое отношение к США, отказавшись принять участие в операции, направленной против Ирака. Ну а на нынешней сессии ПАСЕ позиционирует себя не только как орган, оценивающий процессы, происходящие на постсоветском пространстве, но и как серьезный международный институт, контролирующий деятельность США на европейском континенте. Здесь следует заметить, что резолюции ПАСЕ, представляющей национальные парламенты стран, входящих в Совет Европы, никого ни к чему не обязывают. Парламентская ассамблея вырабатывает рекомендации, что само по себе может доставлять парламентариям известное удовлетворение, однако документы ПАСЕ, как правило, не являются руководством для правительств, осуществляющих конкретные политические шаги.

Итак, совершенно очевидно, что в ходе дебатов, запланированных на зимнюю сессию ПАСЕ, будут выработана резолюция, осуждающая белорусский режим и лично Александра Лукашенко. Российская делегация в ходе обсуждения вопроса будет выступать против вмешательства внешних сил во внутренние дела суверенного государства и заявит о несогласии с политикой изоляции Белоруссии. Позиция России позволит несколько смягчить текст принимаемого документа, однако не окажет серьезного влияния на настроения депутатов ПАСЕ, серьезно обеспокоенных авторитаризмом Лукашенко. Что касается выборов в Азербайджане, то вопрос передан на рассмотрение специальной комиссии, которая уполномочена предложить оставить или приостановить полномочия делегации этой страны, поскольку "проведение выборов в Азербайджане не соответствует европейским стандартам". Есть основания предполагать, что в резолюции руководство страны будет подвергнуто критике, однако полномочия делегации Азербайджана в ПАСЕ приостановлены не будут.

Очень острыми обещают быть дебаты по Чечне. Руководитель российской делегации Константин Косачев уже заявил, что доклад по этому вопросу, подготовленный Рудольфом Биндигом, составлен тенденциозно и не отражает реального положения дел в республике. Известно, что Биндиг собрал факты, свидетельствующие о систематическом нарушении прав граждан Чечни, о зачистках мирного населения, исчезновении арестованных граждан и т.д. Автор доклада сообщает, что многочисленные заявления потерпевших или их родственников в прокуратуру остаются без ответа, поскольку правоохранительные органы предпочитают не вмешиваться в деятельность силовых структур и не желают расследовать совершенные ими преступления. Однако в этом случае жесткой резолюции, вероятно, не последует. Россия сумеет добиться смягчения наиболее острых формулировок, поскольку будет настаивать на необходимости противостояния угрозам, исходящим от международных террористических организаций, эмиссары которых действуют на территории Чечни.

Трудно предсказать, какой будет резолюция по вопросу о "преступлениях коммунистических тоталитарных режимов". Косачев заявил, что Россия категорически против варианта текста, в котором коммунизм как идеология приравнивался к нацизму. В проекте резолюции также содержится призыв учредить день памяти жертв коммунизма и открыть музеи и архивы, где можно было бы ознакомиться с информацией о преступлениях, допущенных коммунистами. Эти тезисы российская делегация также попробует смягчить, однако принципиальных возражений они вызывать не должны, поскольку в стране законодательно установлены льготы жертвам сталинских репрессий, имеются памятники жертвам ГУЛага и другие атрибуты неприятия культа личности Сталина, получившего осуждение еще в 1956 году.

Между тем, для того, чтобы снять напряженность, наблюдающуюся в отношениях России и ПАСЕ, председатель этой организации Рене ван дер Линден, открывая парламентскую сессию заявил, что "Россия – не сосед Европы, а реальный участник европейской жизни". Он также отметил, что проблема необходимости международного осуждения преступлений тоталитарных коммунистических режимов не должна рассматриваться как инструмент, направленный против той или иной страны. Речь идет о том, "что имело место в прошлом", подчеркнул председатель ПАСЕ. Он добавил, что Ассамблея уже поднимала аналогичные проблемы применительно к событиям в Чили.

Особняком на этом фоне должна стоять резолюция по поводу секретных тюрем ЦРУ на территории Европы. Желание "уколоть" Америку прямо-таки переполняет ПАСЕ, однако сам факт наличия тюрем американцы отрицают, а европейцы не в состоянии доказать. Дискутируй – не дискутируй, а принимать резолюцию, не имея фактов, было бы весьма странно. Предполагается, что на начавшейся сессии будут оглашены первые результаты расследования, проведенного рядом европейских структур, ну а текст резолюции будет выработан на основании не собранной еще информации. Однако можно предположить, что европейские парламентарии не станут особенно церемониться и осудят практику создания американцами тюрем на территории Европы. Почему бы и нет? Брань (в нашем случае – резолюция) на вороту, как известно, не виснет...

Выбор читателей