Россия будет дружить с ПАСЕ на своих условиях

Российские парламентарии хотят повлиять на европейских коллег, чтобы "уважать себя заставить". И при этом, вероятно, исходят из логики "раз не получилось договориться по-хорошему, быть может, получится по-плохому"




Российская сторона осталась вполне довольна итогами сессии Парламентской ассамблеи Совета Европы, прошедшей на прошлой неделе в Страсбурге. По крайней мере, убедить в этом журналистов попытался вчера официальный представитель нашей страны в ПАСЕ, глава комитета Госдумы по международным делам Константин Косачев. Для этого ему пришлось немало потрудиться. Ведь, как известно, именно на этой сессии Россия подверглась жесткой критике за нарушение прав человека в Чечне, недостатки в системе правосудия, сохранение смертной казни и т.д. Но самое главное, европейские парламентарии резко выступили против реформ системы власти, проводимой сейчас Кремлем. Как сказано в принятой ими резолюции, "укрепление вертикали власти во многих отношениях может подорвать систему сдержек и противовесов, необходимую для нормального функционирования любой демократии".

Любопытно, что на следующий день после принятия этой резолюции Константин Косачев выступил с резким заявлением, в котором пригрозил, что Россия сократит свой взнос в бюджет Совета Европы. По словам Косачева, "наши взносы в СЕ по максимуму являются излишними". Также он выразил свое разочарование тем, что Ассамблея поддержала ряд поправок, которые являются для российской стороны "абсолютно неприемлемыми".

Однако, вернувшись в Москву и, очевидно, посоветовавшись с "высоким начальством", российский представитель несколько скорректировал свою точку зрения. Вчера на пресс-конференции он проявил больше миролюбия. "Мы не согласны со многими положениями этого доклада, но отмахиваться от него мы не собираемся. Документ содержит много полезных для России рекомендаций", – заявил Косачев, добавив, что "мы делаем это не ради "галочки", а потому, что такой подход отвечает европейскому, демократическому выбору России". По его словам, делегация России в ПАСЕ намерена рекомендовать межведомственной комиссии по взаимодействию с Советом Европы, которую возглавляет глава МИД РФ Сергей Лавров, посвятить ближайшее заседание анализу доклада ПАСЕ и составлению конкретного плана действий по следованию рекомендациям Совета Европы. Также Константин Косачев сообщил, что "круглый стол" Парламентской ассамблеи Совета Европы по Чечне может состояться в Грозном уже осенью.

Но при этом российский парламентарий вновь повторил свое прежнее предложение сократить степень финансирования Россией ПАСЕ с 2,5 до 1,5 млн евро. "Сохранение функции или миссии главного плательщика в бюджет Совета Европы является излишним, она нам ничего дополнительного не дает", – считает Косачев.

Бесспорно, трудно оценить, насколько повышает дружелюбие европейских парламентариев солидный финансовый взнос России в бюджет Совета Европы, но в том, что сокращение этого взноса почти вдвое не прибавит симпатий к России, можно не сомневаться. Поэтому вряд ли свое предложение о сокращении финансирования Константин Косачев делал всерьез. На самом деле, по сравнению с прошлыми годами отношения России с ПАСЕ заметно улучшились. По словам того же Косачева, "в отличие от предыдущих раундов обсуждения (а последний из них был в 2002 г.), нынешняя дискуссия была, безусловно, уважительной". Скорее всего, прибегая к подобного рода грозным декларациям, российские представители действительно хотят повлиять на европейских коллег, чтобы "уважать себя заставить". При этом они, вероятно, исходят из логики, "раз не получилось договориться по-хорошему, быть может, получится по-плохому". Но на серьезную ссору с европейским парламентом Россия отважится вряд ли. Ведь в будущем году ей в нем председательствовать. А это, как признает Константин Косачев, "для нашей страны возможность развернуть деятельность ассамблеи в направлении тех проектов, которые мы считаем приоритетными".

Как заявил "Yтру" председатель круглого стола "Экспертиза", руководитель проекта Горбачев-Фонда Виктор Кувалдин, "для нас ПАСЕ как головная или зубная боль, но она только выполняет свою функцию – вести мониторинг соблюдения прав человека, выборов и других политических свобод. Мы по всем этим вопросам действительно не являемся образцом. В связи с этим в отношениях с ПАСЕ частенько возникают проблемы". Как указывает политолог, некоторые "горячие головы" призывают к выходу из ПАСЕ, равно как и из ОБСЕ. "Но мы должны ответить себе на главный вопрос – хотим ли мы войти в европейское сообщество или окукливаемся и уходим в режим самоизоляции, – считает Кувалдин. – Пока у нашей внешней политики главный вектор остается прежним – в сторону Европы. А значит, нужно работать и терпеливо и настойчиво объяснять и защищать свою позицию и учиться этому непростому ремеслу. Видимо, пониманием этого и объясняются последние заявления Константина Косачева. Но надо понимать, с чем мы окажемся в результате резких движений и отступления от договоренностей – в том числе, если говорить о снижении взносов. Не надо путать положение сегодняшней России с положением США, когда они заморозили взносы в ООН – у нас не те возможности. Но даже и Штаты скоро одумались".

Выбор читателей