Страсбург чуть не лишил Россию права голоса

Парламентская ассамблея Совета Европы рассмотрела доклад комиссии по мониторингу, посвященный развитию демократии в России. Сделанные там выводы, как обычно, не радуют




Парламентская ассамблея Совета Европы рассмотрела в Страсбурге доклад комиссии по мониторингу, посвященный развитию демократии в России. Сделанные там выводы не радуют. Напомним, что Страсбург контролирует выполнение Россией обязательств, взятых на себя с момента вступления в СЕ в 1996 г. и намерен продолжать это занятие до тех пор, пока не обнаружит очевидного прогресса. А тот, судя по всему, будет обнаружен нескоро: по словам одного из главных докладчиков по российскому вопросу Дэвида Аткинсона, нашу страну пока нельзя считать ни демократической, ни свободной, "поскольку она не проводила свободных и справедливых выборов". По его словам, в РФ также не существует свободных СМИ и свободно функционирующей судебной системы (тут нам припомнили "дело "ЮКОСа"). Но главное, Страсбург весьма категорично высказался по поводу последних реформ, инициированных Кремлем – по мнению европейских парламентариев, "укрепление вертикали власти во многих отношениях может подорвать систему сдержек и противовесов, необходимую для нормального функционирования любой демократии". Это весьма серьезный упрек: "Ассамблея подчеркивает, что российское руководство должно не только значительно ускорить выполнение остающихся обязательств, но и скорректировать курс ряда проводимых в последнее время политических, законодательных и административных реформ", – говорится в резолюции ПАСЕ.

Упрек тем более серьезный, что общий фон "остающихся обязательств" практически не изменился. Похвалить нас смогли разве что за работу омбудсмена, а также закон об альтернативной военной службе (да и то, скорее всего, потому, что не успели толком разобраться в национальных особенностях его применения). Среди политических обязательств, которые Россия до сих пор не выполнила, фигурировал очень длинный список, где упоминались и вывод российских войск из Молдавии, и обязательства отдать в руки правосудия виновных в нарушении прав человека (прежде всего, разумеется, в Чечне). Но самую серьезную критику российской делегации пришлось выдержать в связи с необходимостью как можно скорее законодательно ликвидировать в России смертную казнь. Напомним, что она по-прежнему "в законе", хотя и действует введенный указом президента мораторий на вынесение и исполнение смертных приговоров. Тот факт, что президент никак не соберется внести в Госдуму на ратификацию Протокол №6 к Европейской конвенции о правах человека (первоначальный срок для выполнения этого обязательства истек еще в 1999 г.), в официальных кругах объясняется, прежде всего, опасениями на предмет того, что общественное мнение подобный шаг не поддержит. Впрочем, в связи с процессом над Нурпаши Кулаевым – единственным уцелевшим участником захвата школы в Беслане, депутаты даже заговорили о возможности временно снять мораторий. Мол, Кулаев это заслужил.

Между тем ход дискуссии по "российскому вопросу" наглядно показывает: подобный шаг будет воспринят как безоговорочное отступление России от взятых на себя обязательств. И так уже звучат упреки, что исполнять их у нас не сильно-то и старались. Парламентарии от княжества Лихтенштейн даже потребовали за подобное пренебрежение лишить российскую делегацию полномочий, то есть перевести в разряд наблюдателей. Нетрудно догадаться, что ряд делегатов (прежде всего, от республик Балтии и явно недружественных с некоторых пор стран СНГ) это предложение горячо поддержали. В итоге поправка о рассмотрении этого вопроса на январской сессии не прошла. Но с очень тревожным счетом: "за" проголосовали 32 человека, "против" – 77, еще четверо предпочли воздержаться.

"В ассамблее не существует устойчивого большинства, которое хотело бы прекратить полномочия российской делегации", – заявил по этому поводу журналистам наш представитель в ПАСЕ, сенатор Михаил Маргелов, охарактеризовав возможность подобного развития событий как абсурд. "Эти предположения из области фантастики и черного юмора" – убежден он. Однако если даже треть европейских парламентариев готова подобный вопрос обсуждать, есть все основания задуматься.

Тем более, что, не лишив Россию права голоса, геополитические оппоненты нашей страны отыгрались на другом: так, например, России предложено незамедлительно осуществить вывод войск с территории Молдавии. Представителям стран Балтии удалось провести поправку, предлагающую российским властям "быстро урегулировать все вопросы, касающиеся возвращения культурных ценностей, требования на которые предъявили государства-члены СЕ". Причем в резолюции упоминается про "оккупированные Советским Союзом страны Балтии" – то есть фактически признается факт оккупации, чего прибалты добиваются давно и упорно. Ну и, наконец, представителям Грузии тоже удалось немало: по их настоянию России запретили оказывать "политическую и финансовую поддержку правительству Беларуси", поскольку это может отрицательно повлиять на соблюдение прав человека и гражданских свобод белорусского народа.

Одним словом, нынешнюю резолюцию ПАСЕ можно рассматривать как сокрушительное поражение России на дипломатическом фронте. По сути дела нам дали понять – вы, ребята, пошли куда-то не туда. И надо срочно возвращаться на путь истинный – а то плохо будет. Разумеется, если под истинным путем понимать идею европейской интеграции России, от которой у нас пока вроде бы не отказывались. По крайней мере, на словах.

Выбор читателей