Путин сказал все, что думает о прибалтах

После саммита Россия-ЕС президент заявил, что вопрос о пакте Молотова-Риббентропа закрыт, и возвращаться к нему, вопреки желанию лидеров некоторых прибалтийских государств, Россия не будет


Фото AP



Пятнадцатый саммит Россия-ЕС, говоря языком официоза, завершился "вполне успешно". Собственно, по-другому и быть не могло. Стороны подписали уже готовое соглашение о "дорожных картах", а острые вопросы отложили в "долгий ящик". Решить их сейчас было бы невозможно, а портить друг другу праздничное настроение – бессмысленно.

"Дорожные карты" по четырем единым направлениям – общее экономическое пространство; общее пространство свободы, безопасности и правосудия; внешняя безопасность; наука, культура и образование - разрабатывали целых четыре года. По сути, это весьма обширный (около 40 страниц) пакет документов, содержащий подробный перечень направлений, по которым следует провести согласование правил и процедур, действующих сейчас в России и в странах Евросоюза. Согласовывать предполагается все: от сотрудничества в аэрокосмической области до борьбы с пиратскими аудио- и видеодисками. К примеру, теперь согласованию подлежат стандарты бытовой техники и промышленного оборудования. Как надеется российская сторона, стандартизация должна облегчить выход отечественной продукции на мировые рынки. Иными словами, как только, к примеру, российские автомобили, телевизоры или магнитофоны сравняются по "стандартным" качествам со своими зарубежными аналогами, проблем с их экспортом быть не должно.

Предполагается, что все процедуры согласования займут два-три года. За это время подписанный сегодня договор обрастет разного рода меморандумами и отраслевыми соглашениями, регулирующими отдельные конкретные вопросы. Впрочем, как дают понять российские чиновники, в "дорожных картах" вовсе не прописан путь к вступлению России в Евросоюз. Никаких наднациональных органов совместно с Евросоюзом Россия создавать не намерена. Сотрудничество будет строиться исключительно в рамках партнерских отношений: интеграции, сближения законодательств, устранения торговых барьеров и т.д.

Подводя итоги встречи, Владимир Путин заявил, что весьма доволен ее итогами. "Результаты саммита показали, что при наличии соответствующей политической воли и России, и Евросоюзу вполне по плечу находить взаимоприемлемые решения любых, даже весьма сложных проблем. Полагаю, что с такой оценкой согласятся и наши европейские коллеги", - сказал российский президент.

Разумеется, европейские коллеги согласились. "Я очень доволен теми результатами, которых нам удалось достичь с Россией, - заявил один из участников переговоров премьер Люксембурга Жан-Клод Юнкер. - Хорошо, что нам удалось завершить переговоры по четырем общим пространствам. Это говорит о том, что наша взаимозависимость растет".

Впрочем, сегодняшняя встреча была не столь безоблачной, как это должно следовать из приведенных выше заявлений. И признал это сам г-н Юнкер, отметив, что на переговорах "Россия не всегда понимала ЕС, ЕС не всегда понимал Россию". В чем именно заключается недопонимание, легко понятно из повестки дня. Среди заявленных тем – взаимоотношения России со странами Балтии. Как известно, накануне московских торжеств, посвященных 60-летию Дня Победы, президент Латвии Вайра Вике-Фрейберга потребовала от российской стороны принести официальные извинения за "оккупацию" Литвы, Латвии и Эстонии. Причем это заявление латвийского президента получило благожелательный отклик не только у ее балтийских коллег, но и у ряда политиков Евросоюза.

Несколько дней российская стороны хранила официальное молчание, но теперь Владимир Путин, наконец, сказал все, что он думает по этому поводу: "Вопрос о пакте Молотова-Риббентропа закрыт, и возвращаться к нему Россия не будет". По его словам, в 1989 г. Съезд народных депутатов "уже дал оценку этому пакту и нельзя извиняться каждый год". Намекнув на недавний скандал, вызванный маршем ветеранов СС в Риге и открытием памятника эсесовцам в Эстонии, Путин заявил, что считает крайне вредным и опасным такое явление как "героизация нацизма в любых его проявлениях".

Однако теперь с российским президентом не согласился его партнер по переговорам. По словам Жана-Клода Юнкера, "ни одна из стран ЕС ни в коем случае не героизирует фашизм. Это исключено". Иными словами – ничего особенного в маршах эсесовцев по Прибалтике глава Евросоюза не видит: это в порядке вещей, и Россия зря нервничает.

Между тем все это значит, что сближение на ценностном уровне, которое должно было символизировать принятие "дорожных карт" (не зря в названии документа присутствует определенная образность), России и новой Европе пока не грозит, или не светит – кому как приятнее. Какое общее пространство свободы и безопасности, если договориться не получается по "корневым" вопросам истории?

Как прокомментировал "Yтру" сегодняшнюю встречу генеральный директор и сопредседатель Совета по национальной стратегии Валерий Хомяков, между Россией и Евросоюзом накопилось слишком много проблем: "калининградский транзит", проблема более упрощенной процедуры предоставления россиянам шенгенских виз и другие. "То, что ЕС не поддержал Россию в ее споре со странами Балтии, также вполне естественно. Многие западные политики видят в этих странах своеобразный таран, которым можно наносить удары по нашей стране. Но, в свою очередь, и Россия должна вести более тонкую дипломатию, используя экономические и стратегические противоречия, существующие между странами Евросоюза", - считает эксперт. Однако для этого, по мнению Хомякова, следует прибегать не только к официальным каналам, но и к помощи общественно-политических организаций, партий и экспертных сообществ. "Жаль, что власти пока не осознали необходимость такого рода действий", - добавил эксперт.

Политическую ситуацию комментирует известный российский журналист и обозреватель Максим Соколов: "То, что сказал президент Путин о прибалтийских странах, очень верно. Нужно же было, наконец, назвать своими словами то, что там происходит. Я думаю, что если бы со стороны этих стран разговор был поставлен по-другому, то можно было бы найти, о чем поговорить, прикинуть, что кто-то кому-то что-то когда-то должен, и даже о вхождении в состав СССР, о котором у стран Балтии не самые приятные воспоминания. Но извинения были принесены 15 лет назад (а я что-то не помню, чтобы тогда эти извинения были отвергнуты или признаны недостаточными)".

Разгадку активизации этой новой антироссийской кампании М. Соколов видит в том, что настаивают на слове "оккупация" в этих странах из чисто прагматических соображений: "Это был бы повод для материального иска России. Ну, еще это помогло бы повысить их статус в глазах новых союзников. Ведь если брать их общий политический, экономический и военный вес в масштабах старой Европы - то они никто, и звать их никак. Но главное все же не в этом. Страны Балтии занимаются обслуживанием. Они обслуживают американского клиента, которому выгодно ослабить Евросоюз".

Тон, в котором говорил по балтийскому вопросу В. Путин, М. Соколов поддерживает: "Я думаю, что с латвийскими политиками надо говорить погрубее. Они заявляют, что "готовы" на ратификацию конвенции по национальным меньшинствам, увязывая это со сроком проживания на своей территории предков иноязычных граждан не менее чем в сто лет, обессмысливая всю идею конвенции. Это не по-европейски, и мягко говоря, недипломатично. Так что с нахалом говорить надо на том языке, которого он заслуживает".

Выбор читателей