Либералы "опускаются" до Москвы

Демократическая оппозиция, отчаявшись одержать победу на федеральных выборах 2007 года, намерена штурмовать Мосгордуму, выборы в которую не за горами. Однако методы объединения перед этими выборами остаются прежними




Российские либералы вновь подняли тему объединения. На сей раз – в контексте предстоящих выборов в Московскую городскую думу. По мнению одних представителей демократической оппозиции, Мосгордума – это тот рубеж, который необходимо преодолеть в качестве разминки перед "большой битвой-2007", по мнению других – некоторое подобие компенсации за вполне возможный проигрыш в том же 2007 году. И тех, кто не верит в победу на федеральном уровне, похоже, становится все больше.

Так, на состоявшемся вчера в агентстве "Росбалт" "круглом столе", посвященном изменению избирательного законодательства, лидер партии "Наш выбор" Ирина Хакамада довольно скептически оценила шансы представителей демократической оппозиции попасть в Госдуму следующего созыва. "Шансы у объединенной демократической оппозиции появиться в парламенте с новой платформой невелики. Я не гарантирую успешного результата", – отметила Хакамада. Соответственно, лидер "Нашего выбора" выступает за то, чтобы демократические партии объединились хотя бы для победы на местном уровне и на выборы в Мосгордуму шли единым списком. Ирина Муцуовна верит в то, что "федеральные звезды на региональном уровне будут иметь успех". Тем более что Москва – "самый либеральный город, самый космополитичный, самый интересный и любит радикализм", и где еще, если не в столице, у либералов будет столько шансов. По крайней мере, лично она и Борис Немцов уже готовы "опуститься" с федерального масштаба в надежде получить весомый пакет голосов в Мосгордуме.

Многие либеральные политики, имеющие амбиции на думские выборы, скептически относятся к московской кампании, опасаясь, что поражение в столичном масштабе поставит крест на федеральных выборах. "Но если мы в Москве не возьмем 30%, то на наших дальнейших планах нужно просто поставить жирную точку", – цитирует Хакамаду РИА "Новости". По ее словам, лидеры либеральных партий договорились о единой новой платформе, которая получит большую социальную направленность. "Я называю ее либерализмом с человеческим лицом. Она будет направлена на защиту всех, кто был обижен прежними реформами", – сказала Хакамада.

Впрочем, при любом исходе предстоящих выборов общефедерального уровня для самой Хакамады и ее коллег по демократическому лагерю либеральное крыло в будущей Думе все равно будет, убеждена лидер "Нашего выбора". Оно сформируется из нынешних единороссов либо известных политиков, не входящих в оппозиционные партии.

Достаточно адекватно силы правых оценивает и Борис Надеждин из СПС, также убежденный в том, что электоральные шансы либералов на федеральном уровне невелики. "Даже если в России пройдут самые демократичные выборы по либеральному законодательству 2001 г., российский электорат все равно выберет кремлевскую партию и Владимира Путина", – считает Надеждин. По его мнению, фундаментальная причина такого явления заключается в том, что 60% населения России живет на пенсии и пособия. "Эти процедуры дают бюрократии власть", – полагает Надеждин.

Говоря о принципах пресловутого объединения СПС и "Яблока" перед московскими выборами, Надеждин предложил даже бросить монетку, чтобы таким образом определить, под флагом какой партии им стоит объединяться. "Еще в мою бытность юристом я придумывал идиотские схемы, с помощью которых можно обойти еще более идиотские законы. Мое предложение простое – надо бросить монетку, и таким образом мы выберем партию, список которой пойдет на выборы", – сказал Надеждин. По его оценкам, при подготовке к выборам в Мосгордуму переговоры непримиримых "союзников" как никогда близки к успеху.

С вопросом о том, так ли это на самом деле, "Yтро" обратилось к члену Федерального политсовета Союза правых сил Ивану Старикову. Как известно, Стариков недавно выдвигался в лидеры СПС, однако проиграл выборы Никите Белых. После этого "Яблоко", весьма лояльно настроенное по отношению к Старикову, объявило о том, что об объединении с правыми не может быть и речи. "Мы реально понимаем, что если нам удастся сформировать общий список на выборах в Мосгордуму, то мы можем претендовать на результат в пределах 20%. Это станет своего рода планкой при подготовке к выборам в Госдуму, – заявил Стариков "Yтру". – Более того, если мы это сделаем, в регионах начнутся процессы по консолидации разобщенных демократических сил. Я думаю, мелкие политические операторы тоже захотят присоединиться к этому процессу. Спрос на это просто висит в воздухе. Что касается переговоров с "Яблоком", позиция Никиты Белых как нового председателя нашей партии позволяет с уверенностью говорить о том, что он готов предложить формирование общего списка СПС и "Яблока" на предстоящих выборах в Мосгордуму без каких-либо условий. И "Яблоко" на это реагирует положительно. Единственное, нам нужно отказаться от экскурса в прошлое и обсуждать проект будущего".

Впрочем, некоторые моменты свидетельствуют о том, что единства взглядов по-прежнему не наблюдается не только в общедемократическом лагере, но и внутри самого СПС. Иван Стариков давал этот комментарий, находясь в Костроме. Там же находится сейчас и сопредседатель "Комитета-2008" Гарри Каспаров, провозгласивший в июне создание Объединенного гражданского фронта, делающего ставку на уличную борьбу. Стариков в беседе с "Yтром" весьма тепло отозвался о Гарри Кимовиче, а новое детище Каспарова назвал "стратегическим союзником СПС". Однако если у откровенных оппозиционеров Старикова и Каспарова, довольно резко критикующих власть, есть общие темы для разговора, новый лидер СПС Никита Белых предпочитает дистанцироваться от радикала-Каспарова. В частности, после того, как в начале июня был обнародован каспаровский Манифест Объединенного гражданского фронта, в котором действующая власть названа "нелегитимной", Белых заявил о том, что СПС "категорически против революционных сценариев, так как они в России всегда имеют красный цвет, цвет крови", а объединение либералов более реально на уровне договоренностей между политическими партиями, нежели путем слияния во вновь созданный фронт. Не поддержала Каспарова и Хакамада, заявившая, что "лучше быть в городской думе, чем на улице". "Каспаров стал жутко радикальный. Возможно, он слишком много играл в шахматы, и поэтому стал романтиком", – добавила она. Самое обидное для Каспарова, что и в наиболее оппозиционной по отношению к правящему режиму партии – "Яблоке" – его демарш также не оценили по достоинству, заявив о том, что не поддерживают "уличную демократию".

В этом контексте не совсем понятно, какую именно "единую новую платформу с большей социальной направленностью", о которой упомянула вчера Ирина Хакамада, готова предложить избирателю (хотя бы столичному) демократическая оппозиция. Полный идейный разброд, ставший уже "визитной карточкой" демократов, налицо. И неизвестно, сплотит ли оппозицию новое законодательство о выборах.

Выбор читателей