В СПС опасаются "появления трупных пятен"

Партия "Союз правых сил" выбрала себе лидера. Им стал Никита Белых, вместе с которым в руководство прошел и "человек Чубайса". Теперь объединение СПС и "Яблока" снова под большим вопросом




На состоявшемся в субботу съезде СПС правые, наконец, выбрали себе лидера. Им стал 29-летний вице-губернатор Пермской области Никита Белых, а близкий к "теневому" лидеру партии Анатолию Чубайсу Леонид Гозман стал его заместителем. За тандем Белых – Гозман проголосовали 155 делегатов съезда из 205, за второго кандидата – Ивана Старикова проголосовали 46 делегатов.

Ожидавшегося раскола правых на съезде не произошло, хотя к моменту выбору председателя страсти накалились до предела. Команда Старикова, как известно, ратовала за вытеснение Анатолия Чубайса с позиции внутрипартийного "серого кардинала" и обвиняла Никиту Белых в том, что он будет "техническим" председателем, а на деле вся власть будет сосредоточена в руках Гозмана и Чубайса. Которые – в отличие от Ивана Старикова – не спешат заявлять об оппозиционности СПС и к которым в этой связи довольно негативно относятся в "Яблоке". Впрочем, другие источники утверждают, что кандидатура Белых возникла в результате компромисса, достигнутого между Чубайсом (изначально желавшим видеть председателем партии Гозмана) и Борисом Немцовым.

Появление главного энергетика на съезде сопровождалось уже привычными катаклизмами: вскоре после его появления в зале частично погас свет. Последнее обстоятельство не помешало Анатолию Борисовичу сделать ряд громких заявлений, суть которых сводилась к тому, что партии пора переходить от стратегической обороны к наступлению. "Мы все прекрасно понимаем, что находимся в политических последствиях тяжелейшего поражения, которое мы потерпели в декабре 2003 года, – заявил Чубайс. – За поражением последовала оборонительная стратегия, но обновленный устав, обновленное руководство и обновленный СПС должны развернуться от стратегической обороны к стратегическому наступлению". Он также отметил, что правые должны понимать, "какие масштабные финансовые силы в стране мечтали бы нас уничтожить и сколько бы они заплатили за это". Призвав соратников голосовать за тандем Белых – Гозман, Чубайс подчеркнул, что "те, кто пытается разорвать связку Белых – Гозман – пытаются разорвать нашу партию". После выступления Чубайса делегаты приняли поправки в устав партии, согласно которым председатель политсовета СПС избирается в связке со своим заместителем. Иван Стариков предложил в качестве своего зама Максима Гейко. Третий претендент на пост лидера партии, бывший депутат Госдумы Александр Фомин, снял свою кандидатуру.

"Когда Александр Фомин снял свою кандидатуру, я увидел каменное лицо Анатолия Борисовича – если бы снял свою кандидатуру еще и я, весь съезд СПС превратился бы в фарс и СПС получил бы такую репутационную пробоину ниже ватерлинии, заклеить которую уже бы не удалось, – рассказал "Yтру" Иван Стариков. – Безусловно, сказать, что борьба была честной, я не могу. До съезда имели место угрозы, подкуп региональных отделений. Из голосовавших было приличное количество людей, связанных с региональными структурами АО "Энерго".

Стариков, по его словам, шел на съезд с конкретной программой – а вот его оппоненты "ничего подобного не предложили". "Анатолий Борисович Чубайс, например, сказал, что мы были в обороне, а сейчас переходим к стратегии прорыва. Я задал вопрос: в чем цель этого прорыва? И, во-вторых, какого прорыва? По-пластунски? Пока что партии дана команда "лежать", – констатировал Стариков. В то же время, по его словам, "партии необходимо как можно скорее определиться со своей позицией и с отношением к власти, поскольку дальнейшее промедление приведет к появлению трупных пятен на теле СПС".

Борис Немцов, со своей стороны, ранее заявил "Yтру" о том, что не видит необходимости требовать от нового лидера предвыборной программы прямо на съезде. "Это нужно будет потребовать, партия должна определится, но неправильно было бы решать все вопросы в один день", – сказал он.

Иван Стариков, тем не менее, считает, что одержал моральную победу, и к следующему съезду, который пройдет в декабре и на котором будут переизбираться руководящие органы партии, число его сторонников существенно возрастет. "Я не думаю, что я проиграл – я понимаю, какая машина работала против меня. Но если сегодня треть делегатов разделяет мой подход о том, что СПС должен стать эффективной демократической оппозицией, то к следующему съезду число моих сторонников перевалит за 50%". Слово "оппозиция", напомнил Иван Стариков, вообще относится к нормативной политической лексике, однако новоизбранный лидер в своем программном выступлении старался это определение не использовать. "Вместе с тем Никита Белых сказал, что СПС никогда не будет кремлевской партией, никогда не будет марионеткой под крылом Кремля. За слова придется отвечать, потому что они прозвучали с трибуны и их обратно в рот не затолкаешь. На 90% эти слова совпадают с той идеологией, которую предлагаю я. Единственное – я набираюсь смелости произносить слово "оппозиция", а Никита пока нет", – сказал Стариков "Yтру".

Новому председателю, считает Стариков, нужно будет, в первую очередь, освободиться от образа "вице-председателя": "Белых говорил на съезде о своей самостоятельности, но помимо деклараций от него потребуются конкретные действия и поступки. Если он не станет самостоятельным, он похоронит свою политическую карьеру навсегда".

Раскалывать СПС Стариков с соратниками пока не собираются. "Меня поддерживают 22 региональные организации. После съезда мы встретились и договорились, что не будем раскалывать партию, но создадим внутри партии демократическую платформу СПС", – сообщил Стариков.

Что касается перспектив объединения демократов, Стариков все равно намерен вести переговорный процесс, пусть даже не в роли лидера партии. "Яблоко", как известно, заявляло ранее, что к объединению с СПС Ивана Старикова вполне готово, а вот объединяться с партией Белых – Гозмана наотрез отказывается. "Я секретарь политсовета и возглавлю переговорный процесс с "Яблоком" с учетом того, что треть партии разделяет мои убеждения. Политика – это искусство возможного. У нас достаточно политической воли для того, чтобы отстоять свои позиции", – заявил Стариков.

При этом Иван Стариков высказался за то, чтобы определился не только СПС, но и сам Анатолий Чубайс. "Чубайс является заложником. С одной стороны, ему нужно довести до конца реформу энергетики, и все мы понимаем, на каких условиях власть ему это может позволить. С другой стороны, он лидер оппозиционной партии. Либо Чубайсу нужно возглавить СПС и оставить пост менеджера государственной компании – либо дистанцироваться от СПС, заявить о том, что он занимается реформой энергетики, а в политике не участвует, – считает Стариков. – Тогда у партии появятся новые спонсоры – те, кто сегодня не видит смысла вкладывать в нас деньги. Зачем, если сегодня СПС неотличим от ЕР?"

Сопредседатель Совета по национальной стратегии Иосиф Дискин скептически оценивает появление у партии двух лидеров: "Я не считаю руководство СПС новым. Избрание зама пермского губернатора Белых в председатели - это лишь формальность. Он сидит в Перми. А второе кресло занял Гозман, а значит, реальное руководство партией осталось руках у Чубайса".

По мнению эксперта, курс СПС, скорее всего, будет изменен от оппозиции существующему руководству страны к более лояльному варианту. Но о политическом будущем партии И.Дискин высказался с не меньшим пессимизмом. Планка для прохождения в Думу поднялась до 7%, но в то же время от СПС откололись влиятельные политики, какие-либо альянсы почти невозможны, блоки запрещены. После аварии Чубайсу будет очень трудно использовать средства РАО "ЕЭС" в партийных целях. А "без денег вернуть СПС в состояние, когда за него проголосует 7% избирателей, совершенно невозможно".

Директор Института политических исследований Сергей Марков считает, что главной проблемой СПС стала стагнация - как политическая, так и кадровая. Партия не смогла обновиться, и результате стал провал на думских выборах. Между тем, обновление СПС, тем более при 7-процентном барьере, жизненно необходимо, чтобы порвать свою связь с 90-ми годами. "Однако Чубайс не позволяет это сделать. Субъективно СПС ничего не сделал для того, чтобы обновиться. В то же время либеральный электорат очень большой - прозападный электорат составляет около 30%. Классические демократические принципы поддерживает большинство населения. Потенциальный электорат велик, но субъективно связь с проклятыми 90-ми мешает, не позволяет СПС привлечь этот электорат на свою сторону". Эксперт особо отметил, что СПС нужно отказаться от безнравственной интерпретации либерализма. Если это не будет сделано, то СПС может просто закрыться, как проект. Тогда, по мнению эксперта "часть его уйдет в либерально-консервативную фракцию "Единой России", а часть - в партию "Яблоко". Отказ от 90-х возможен даже при нынешних лидерах и при Чубайсе, если они сами найдут в себе мужество признать ошибки и обновиться, эволюция Чубайса и Гайдара возможны. Но если они сохранят влияние в партии и откажутся меняться - СПС умрет. Перед ними выбор - измениться или уйти".

Выбор читателей