Явлинский снова помог Кремлю

Григорий Явлинский, недавнее появление которого на "Комитете-2008" произвело фурор среди прогрессивной общественности и дало повод говорить о прорыве в отношениях между "Яблоком" и СПС, вчера снова все испортил


Фото: sverdlovsk.yabloko.ru



Григорий Явлинский, недавнее появление которого на "Комитете-2008" произвело фурор среди прогрессивной общественности и дало повод говорить о прорыве в отношениях между "Яблоком" и СПС, в среду заявил о создании либерально-демократического социального проекта. А присутствовавшая на той же пресс-конференции заместитель лидера "Яблока" Галина Хованская не упустила случая кинуть камень в огород правых: "От СПС нас отличает то, что мы не идем к рынку любой ценой. Нам не безразличны слезы стариков и детей".

Как говорится, неплохое начало сотрудничества – если вспомнить, что пару недель назад "Комитет-2008" обсуждал вопрос объединения демократов в единую партию, а неожиданное появление на заседании обычно несговорчивого Явлинского вселило в некоторых наивных надежду на то, что такое объединение реально может состояться. Вроде бы, о чем-то в самых общих чертах демократы договорились уже тогда, пояснив, что в течение недели согласуют детали и явят общественности долгожданную объединенную конструкцию. При этом понимание того факта, что или объединяться немедленно – или поставить на себе жирный крест, присутствовало с обеих сторон. Прошла неделя, прошла другая... Позавчера секретарь президиума СПС Борис Надеждин успокоил сограждан: мол, процесс идет, они с "Яблоком" вот-вот договорятся окончательно и бесповоротно. Но Григорий Алексеевич не устоял перед искушением в очередной раз все испортить. Комментируя заявление Надеждина о том, что между "Союзом правых сил" и "Яблоком" достигнуто принципиальное согласие об объединении, он сказал: "Мне об этом ничего не известно".

Впрочем, по словам Явлинского, проект "Яблока" не противоречит объединительному процессу, который ведется под патронажем "Комитета-2008". Если учесть, что из участвовавших в посиделках "Комитета" политиков о собственных проектах уже заявил не только Явлинский, но и Гарри Каспаров, непонятно, о каком объединительном процессе теперь вообще может идти речь.

В пику единственному условию СПС – "забыть о роли Явлинского и Чубайса в истории", лидер "Яблока" в среду подтвердил историческую верность курса своей партии и критики проведенной приватизации и вообще всячески старался дать присутствовавшим "почувствовать разницу" между "Яблоком" и СПС. Как было заявлено на пресс-конференции в РИА "Новости", "Яблоко" готово к объединению со всеми демократическими силами России, но на определенных условиях. Они сформулированы в пяти принципах, среди которых ключевой – неприятие "олигархической системы" и введение компенсационного механизма за "криминальную" приватизацию. Лозунг, который скорее подходил бы лидерам партии "Родина", был явно направлен против переговоров с СПС. "Мы готовы к объединению с теми, кто понимает, что социальное расслоение в России достигло своих пределов, кто понимает абсолютный приоритет частной собственности, ее незыблемость, необходимость создания рыночной, открытой экономики, кто привержен сохранению действующей Конституции", – заявил Григорий Алексеевич. По его словам, эти предложения "Яблоко" уже в четверг направит во все демократические организации и партии России. "Мы готовы обсуждать все эти вопросы, мы готовы идти на компромиссы, мы готовы на многое, но главное – это совпадение позиций по существу дела", – подчеркнул Явлинский.

Говоря о предстоящих в 2007 г. парламентских выборах, лидер "Яблока" высказал мнение, что "семь процентов (барьер для прохождения партий) в будущей Госдуме ничего не решают". "Надо формировать оппозицию, которая может претендовать на победу или хотя бы сильно влиять на систему в целом", – считает он. А для этого на следующих парламентских выборах объединенная демократическая оппозиция должна получить 40% голосов.

По причине неприятия проведенной в России приватизации Явлинский поставил под сомнение версию, что Михаил Касьянов может стать лидером демократов, поскольку "Касьянов представляет собой ту группу, которая проводила в России криминальную приватизацию, которая создавала финансовую пирамиду, которую устраивает олигархическая система, существовавшая в 1990-е годы".

Жесткая реакция со стороны СПС последовала незамедлительно.

Член политсовета Союза правых сил Иван Стариков заявил "Yтру": "Все-таки, Григорий Явлинский первым пунктом поставил незыблемость частной собственности, уже сформировавшейся, а вторым пунктом говорит о компенсационных платежах по результатам "преступной приватизации". Это напоминает жареное мороженое. Механизм компенсационных платежей уже существует. Вклады, которые были потеряны в ходе реформ, людям, достигшим определенного возраста, возмещаются. Если же говорить о приватизации, то ее можно проводить двумя путями. Платная, когда государственную собственность получают те, у кого больше денег. Либо бесплатная, ваучерная. Нет других механизмов. Я в свое время не сообразил, что за мешок ваучеров можно приобрести нефтяное месторождение. И, на мой взгляд, есть явная логическая нестыковка в программе Явлинского, когда он вторым пунктом опровергает первый. Но разве сейчас речь идет об этом? В стране идет сворачивание свободы слова, демократических прав, наращивается контроль государства над бизнесом и судопроизводством. Вот против этого и надо объединяться. Реванш взяла бюрократия, и бороться нужно против нее, а не против приватизации".

Более того, по словам Старикова, позиция Явлинского не случайна и заказана теми силами, которые не хотят допустить объединения оппозиции. "Явлинский выполняет заказ, чтобы не произошло объединение демократов. Он все время толкает нас к диалогу о прошлом, а это в интересах власти. А нам надо говорить о будущем. Возвращаться к разговорам о том, как была произведена приватизация, – это то, чего больше всего хочет власть. Позиция СПС – это позиция будущего, а Григорий Алексеевич тянет нас в прошлое. Мы так никогда не объединимся. Явлинский явно подыгрывает власти, которая не заинтересована, чтобы на базе оппозиции что-то выросло", – констатировал Стариков.

Демарш Явлинского заставляет "правых" активнее искать других союзников. "Я думаю, что мы сможем предложить новые идеи и темы, вокруг которых надо объединяться, и Явлинский останется один. Он пойдет в Кремль, и ему дадут денег для того, чтобы существовала его партия, в надежде на то, чтобы не дать возможность объединиться демократическим силам. Лично я вижу нашими союзниками Партию поддержки предпринимателей, в этот список попадает Партия автомобилистов, Республиканская партия Владимира Лысенко и еще ряд мелких партий. И мы готовы объединить их широким фронтом. Я посмотрел последнее заявление партии НБП, и, по моему личному мнению, оно более либерально, чем заявление Явлинского", – уверен Стариков. По его словам, если удастся сформировать столь мощную колонну, то к следующим думским выборам она сможет претендовать на 25-30%. (Явлинский, напомним, намерен заполучить с помощью своего нового социального проекта все 40%.) Принципиально отличаются и взгляды двух партий по вопросу будущего лидера. "Как образ европейского политика на роль нашего лидера мог бы подойти Михаил Касьянов. Впрочем, пока что ему не хватает энергетики, которая была у Виктора Ющенко", – сказал Стариков.

Уже одно это расхождение в оценках потенциала Касьянова как возможного лидера оппозиции Явлинским и представителями СПС говорит о том, что о совместном будущем ни СПС, ни "Яблоко" могут дальше и не мечтать. Впрочем, Стариков не теряет надежды на то, что неким чудом договориться все же удастся. "Главная беда либерального движения России – в отсутствии поколенческого сдвига в лидирующих позициях демократических партий. Если мы не договоримся сейчас, нам придется договариваться, сидя на нарах в ночь перед расстрелом. Я надеюсь, что у наших лидеров хватит разума, чтобы понять, что свою роль в истории они уже сыграли", – сказал Стариков "Yтру".

Член федерального политсовета СПС Леонид Гозман так прокомментировал "Yтру" заявления председателя "Яблока": "Слова о новом либерально-демократическом социальном проекте – это просто слова. Но они не вдохновляют. Если мы говорим не о трудоустройстве отдельных политиков, то задача могла бы быть решаемой".

По мнению заместителя директора Центра политических технологий Алексея Макаркина, заявление Явлинского означает, что он не собирается вступать в какие-либо союзы с Касьяновым, у которого есть все шансы стать лидером СПС. "Если раньше на демократической карте все крутилось в парадигме СПС – "Яблоко", то теперь может появиться новый центр силы. А именно, Касьянов. Никто из демократов первой волны не мог стать им, – считает политолог. – Региональные организации просто требуют, чтобы кого-то избрали лидером партии. Им нужен серьезный руководитель. В случае, если Касьянов возьмется за процесс объединения серьезно, то претензии "Яблока" будут восприниматься как эгоизм. Далее. Резко снижается возможность того, что центром притяжения демократического электората будет Явлинский. Потому и началась атака на Касьянова, которого пытаются представить этаким создателем олигархической системы".

Выбор читателей