Главная беда страны – безответственность

Вчера эксперты обсуждали результаты административной реформы в России и дальнейшие действия власти по ее проведению, а также пытались определить наиболее оптимальную структуру исполнительной власти




Вчера в ИА "Росбалт" при поддержке Института проблем глобализации и Института системных проектов состоялось очередное заседание дискуссионного клуба "Модернизация России: новый вектор", на тему "Уроки и итоги административной реформы". Участники встречи попытались ответить на вопрос: каковы на сегодняшний день результаты и перспективы административной реформы и как вообще должна выглядеть наиболее оптимальная структура исполнительной власти в России. Ведь, с одной стороны, бюрократический паралич, вызванный началом административной реформы, стартовавшей в 2004 г., в основном преодолен; с другой, не достигнута главная цель – повышение эффективности деятельности государственного аппарата с точки зрения общественных нужд. Кроме того, наблюдается постепенный отход от большинства формальных требований административной реформы (увеличение числа заместителей министров, смешение функций между некоторыми службами, агентствами и министерствами и т.д.). При том, что пропагандистская работа явно усиливается, наблюдаются тенденции к росту информационной закрытости, а качество подготовки, принятия и реализации решений снижается.

По общему мнению собравшихся, на данный момент административная реформа в стране провалилась. Научный руководитель Института проблем глобализации Михаил Делягин считает одним из наиболее вопиющих недостатков нынешней системы общую безответственность госаппарата. Практически полностью, по его мнению, выведен из-под ответственности президент России, за чьи решения вынужден отвечать премьер-министр. Кроме того, премьер не может рассчитывать на подлинную лояльность и дисциплину министров, которых назначает не он, а президент. Тем не менее сложившаяся система сдержек и противовесов удерживает систему в порядке. Если события будут развиваться благоприятно, то в относительно близком будущем Россия, по мнению Делягина, придет к французской модели управления государством, при которой в стране есть сильный президент, наделенный максимальными полномочиями, и в то же время имеется премьер-министр, которого никто не может заставить отвечать за действия президента.

Было бы неправильным считать отечественную систему государственного управления неэффективной – вопрос в том, для кого и для чего она эффективна, полагает бывший первый заместитель председателя Счетной палаты РФ Юрий Болдырев. "Наша система вполне эффективна: она очень эффективно саботирует те цели, которые официально декларированы, и реализует совсем другие, –сказал Болдырев. – И ответственность руководители нашего государства очень даже несут: но не перед теми и не за то". Болдырев также заметил, что пока в нашей стране "ключевое звено управления – президент" полностью выведен из-под ответственности, никакая идеология ответственности возобладать не может.

Упомянули собравшиеся и довольно скромные зарплаты российского чиновничества. По мнению Делягина, "наши реформаторы рассматривали аппарат правительства как врагов, которые будут саботировать реформы". Поскольку разогнать правящий аппарат не сочли возможным, сама жизнь подсказала иной способ: низкими зарплатами выдавить из аппарата всех работников, способных на поступки. Что постепенно и произошло. "У нас нищая элита, контролирующая колоссальные богатства, – заметил главный редактор журнала "Свободная мысль XXI" Владислав Иноземцев. – Применительно к нашей стране даже нельзя говорить о коррупции как таковой. Потому что коррупция предусматривает разделение бизнесмена и чиновника, а у нас произошло их взаимопроникновение". "Нищий чиновник охотнее берет взятки, – пояснил Юрий Болдырев. – А суммы взяток могут быть и маленькими, он все равно охотно возьмет. Наш большой бизнес в этом заинтересован".

Говоря о мерах, которые могли бы способствовать модернизации власти, участники встречи высказались, в частности, за полный переход российского государственного аппарата с бумажного документооборота на электронный. Максимально возможное выставление документов на открытые сайты в Интернете должно резко повысить уровень открытости в обществе и снизить уровень коррупции.

Выбор читателей