Бейте крыс по пещерам и будьте разборчивее в связях

Выступая на расширенной коллегии ФСБ, президент дал четкие указания спецслужбам и тем, кто представляет гражданское общество. Первым предложено "бить крыс по пещерам", а вторым – "быть разборчивее в связях"


ФОТО: AP



Вчера в Москве состоялось расширенное заседание коллегии Федеральной службы безопасности, на котором с приветственной речью выступил Владимир Путин. Он высоко оценил действия подразделений ФСБ, в частности на Северном Кавказе, где "нейтрализован целый ряд главарей бандформирований, выявлены и перекрыты многие каналы поступления к бандитам информации, денег, оружия". В качестве примера успешной работы российских силовиков в целом, в том числе сотрудников ФСБ, президент привел операцию по разгрому боевиков в Нальчике.

Путин призвал к "более системным, более продуманным" шагам, которые следовало бы применять в сфере антитеррора", и выделил две составляющие, необходимые для успешной борьбы с террористическими угрозами. Это сбор и анализ "информации о тенденциях и всех изменениях, идущих в среде международного терроризма, включая их идеологическую и социальную базу", а также сотрудничество с международными организациями и государствами, активно участвующими в борьбе с терроризмом. В качестве партнеров были названы США, Франция, Германия, Китай и "ряд других государств Азиатского континента", а также такие организации как СНГ, ОДКБ и ШОС. Путин призвал распространить международное сотрудничество и на другие сферы деятельности, входящие в зону ответственности ФСБ: "противодействие оргпреступности, незаконному обороту наркотиков, оружия, компонентов оружия массового уничтожения". Отметив, что "обеспечение внутренней и внешней безопасности России невозможно без надежной охраны государственных границ", глава государства сообщил, что пограничная служба ФСБ в своей работе достигла высокой степени эффективности и "сумела перекрыть ряд маршрутов проникновения на российскую территорию международных террористов, оружия и наркотиков". Так же успешно нужно бороться с террористами – "целенаправленно бить в нужную точку, по всем пещерам, искать эти пещеры и уничтожать их, как крыс, которые там прячутся. Целенаправленно, вот так, как пограничники границу обустраивают сегодня. Мне понравилось. Молодцы!"

Еще одной актуальной проблемой является борьба с национализмом и экстремизмом. Путин отметил, что "жестко реагируя на уже совершенные акты экстремизма, нельзя также оставлять безнаказанными подстрекательства и разрушительные по своей сути призывы к разжиганию национальной и религиозной розни". Остановился президент и на "традиционном направлении работы ФСБ" – контрразведывательной деятельности. Он с гордостью напомнил, что "у нас не только осталось на что обращать внимание нашим иностранным партнерам... у нас появляются новые и новые разработки и в военной сфере, и в гражданской, да и политическая составляющая представляет собой все больший и больший интерес". Поэтому иностранные спецслужбы будут и впредь охотиться за государственными, промышленными и технологическими секретами России. Несмотря на "закрытый характер" работы ФСБ по пресечению деятельности иностранных разведок, необходимо "полнее информировать общество о результатах... для того чтобы в обществе была широкая поддержка вашей работы", – сказал Путин. В этой связи он отметил, что ФСБ профессионально справилась с "выявлением и документированием деятельности агентов иностранных спецслужб, некоторых сотрудников отдельных резидентур, работающих в Москве под прикрытием дипломатических ведомств".

Выразив сожаление, что инцидент с разоблачением британских шпионов бросил тень на неправительственные организации, президент, обращаясь к работникам ФСБ, добавил: "Но вы здесь ни при чем. Нужно быть разборчивее в связях тем, кто принимает финансовую помощь... И задача специальных служб, всей правоохранительной системы заключается в том, чтобы создать необходимые условия для беспрепятственного исполнения этими организациями их функций. Но вместе с тем, огородить общество от каких бы то ни было попыток использовать эти организации для вмешательства во внутренние дела России со стороны иностранных государств".

Если судить только по тексту этого выступления, в работе ФСБ практически нет недостатков. В этой связи интересно, что происходило на коллегии после того, как журналисты покинули зал заседаний. Остается предположить, что благостная картинка была отставлена за ненадобностью и последовал серьезный разговор, в ходе которого высшие чины ФСБ получили от Путина реальную оценку своей деятельности.

Что касается ситуации на Северном Кавказе, за прошедший год она не изменилась к лучшему. Взрывы, удавшиеся или не вполне удавшиеся действия банд боевиков, потери среди российских солдат и сотрудников милиции продолжаются. Конечно, ответственность за подобное положение дел лежит не только на ФСБ, но говорить о решительном успехе в борьбе с терроризмом на Северном Кавказе уж точно не приходится.

Чем на самом деле может похвастаться Федеральная служба безопасности в "противодействии оргпреступности, незаконному обороту наркотиков, оружия, компонентов оружия массового уничтожения"? С преступностью в России все в полном порядке – банды контролируют давно поделенные территории, бюджетные деньги разворовываются, а для того, чтобы в песок не ушли средства, отпущенные на нацпроекты, Путин предложил осуществлять контроль над этими проектами всем властным структурам, да еще и Общественной палате в придачу. С наркотиками в стране также особенных проблем нет: наркоманов становится все больше, достать зелье становится все проще. Госдума собирается ужесточать законодательство в этой сфере.

Вот разве что спецслужбы могут похвастаться тем, что выявили сотрудников британского посольства, которые одной рукой считывают донесения из шпионского камня, а другой финансируют деятельность НПО. Однако тут имеются вопросы, ставящие под сомнение всю историю. Не говоря о том, что сам скандал случился уж очень вовремя – в разгар критики в адрес закона о неправительственных организациях, крайне запутанной оказалась версия, согласно которой наблюдение велось за одним камнем, а конфискован был другой. И совсем непонятно, что же за сведения содержала в себе аппаратура, размещенная внутри шпионского устройства. И как доказать, что там вообще находилась какая-то информация – никто из иностранных граждан не был пойман с поличным, а дипломатов, обвиненных в шпионаже, даже не выслали из России. Короче говоря, и этот успех ФСБ какой-то не вполне безусловный.

На недавней пресс-конференции российский президент, комментируя преступление, совершенное в Челябинске против рядового Андрея Сычева, сказал, что "армия – это часть нашего общества. И мы все – я не собираюсь ни на кого перекладывать ответственность, я просто хочу, чтобы мы реально посмотрели на вещи, – мы все ответственны за то состояние общества, в котором оно находится". Вероятно, те же слова можно отнести и к ФСБ, которая также является частью общества, в котором принято отчитываться о своих достижениях, не добиваясь существенного успеха ни по одному из заявленных направлений деятельности.

Выбор читателей