В Азии считают победы социализма

Вьетнам уступает Китаю по темпам развития. Но здесь чувствуется тот же победный дух социализма, тот же революционный энтузиазм, порождающий и несущий в мир потоки ширпотреба по "коммунистическим" ценам




Когда смотришь на иные страны Азии, невольно возникает мысль, что в начале прошлого века социализм взялись строить не там, где надо. Напрасно им мучили Россию целых 70 лет – нужно было сразу начать внедрять эту передовую социально-экономическую формацию на Востоке. Ведь даже теперь, когда цивилизация, породившая марксизм-ленинизм, давно отреклась от своего неудобоваримого детища, в далеких странах Азии его идеи живут и побеждают. Два наиболее успешных примера – это Китай, руководимый коммунистической партией, и Социалистическая республика Вьетнам (о Северной Корее умолчим – это менее успешный и довольно проблемный случай).

Коммунистический Китай, как известно, впереди планеты всей и по темпам экономического роста (более 9% в год), и по уровню активности на мировых рынках. Если коммунисты прошлого столетия мечтали о мировой революции вооруженным путем, то Китай, видимо, решил покорить мир экономически – завалив его своими товарами. И ему это неплохо удается: особенно стонет под ударами китайского экспорта "оплот мирового империализма" – США: в 2005 г. их дефицит в торговле с КНР увеличился на 25%, перевалив за $200 миллиардов. Попутно в недра капитализма начинает проникать и китайский коммунистический капитал – такое вот сращивание формаций. В прошлом году он посягнул даже на весьма крупную американскую нефтяную компанию Unocal, правда, пока безуспешно.

Что же касается социалистического Вьетнама, он – в соответствии с субординацией формаций – уступает коммунистическому Китаю по темпам развития и активности, да и масштаб экономики у него куда более скромный. Но здесь чувствуется тот же победный дух социализма, тот же революционный энтузиазм, порождающий и несущий в мир потоки ширпотреба по почти "коммунистическим" ценам. Впрочем, по темпам роста ВВП отставание от лидера минимальное: на протяжении нескольких лет этот показатель во Вьетнаме превышал 7%, а в прошлом году достиг, по предварительным оценкам, 8,4%. Правда, эксперты Всемирного банка утверждают, что рост вьетнамского ВВП составил менее 7%, но что они понимают в социалистической экономике! Тут ведь все как положено: пятилетний план, ударные стройки, отчеты по случаю праздников.

Праздники, конечно, свои. Например, в конце января во Вьетнаме празднуется Новый год по лунному календарю – чем не повод президенту Чан Дык Лыонгу отчитаться о состоянии экономики страны? Кстати, и очередная пятилетка завершена. И президент – в хорошо знакомых нам традициях – уверенно говорил о рекордных показателях роста, о прогрессе во всех сферах, об улучшении жизненных условий, всестороннем развитии человека и т.п. "Партия, государство и народ Вьетнама ясно осознают, что экономика страны не только развивается, но и получает всестороннее и устойчивое развитие, – подчеркнул он. – Все это создает прочную основу для стремительного развития страны в предстоящие годы".

Однако, делая успехи на капиталистическом поприще, Вьетнам вовсе не изменяет своей социалистической ориентации. Просто ради эффективности хозяйства, страна "использует рыночные технологии стран мира для ускорения темпов социально-экономического развития", – утверждает президент. А то ведь злые языки говорят, что крупные государственные предприятия Вьетнама – эта социалистическая основа его экономики – неэффективны, нуждаются в реструктуризации и все такое... Чтобы пресечь подобные спекуляции, Вьетнам усиленно работает над своим экономическим имиджем, привлекает иностранные инвестиции. Что ему, в общем, неплохо удается. Правда, отдача от этих капиталовложений довольно невысокая – сказывается низкий технологический уровень большинства производств, – но зато стабильный экстенсивный рост гарантирован.

Большинство промышленных объектов здесь было построено еще при участии СССР, поэтому сейчас Вьетнам очень расположен к сотрудничеству с Россией. В настоящее время российские компании участвуют почти в 50 проектах на территории Вьетнама, их инвестиции (не считая созданного при СССР "Вьетсовпетро") оцениваются в $270 миллионов. Сейчас особенно воодушевились наши энергетики: Вьетнам собирается построить до 30 новых ТЭС и до 70 ГЭС. В общем, сотрудничество развивается неплохо. Если не сравнивать с другими партнерами, важнейшим из которых является идейно близкий и всепроникающий Китай. Однако практически не отстают и идейно чуждые Соединенные Штаты, война с которыми закончилась всего 30 лет назад. Нынче американские военные корабли запросто заходят во вьетнамские порты, из США поступает многомиллионная помощь, вьетнамцы с волнением ожидают визита Буша, который должен состояться в этом году в рамках саммита АТЭС. А что касается экономических отношений, то США сегодня являются крупнейшим импортером вьетнамских товаров. С их участием в стране реализуется около 250 инвестиционных проектов, общей суммой на $1,4 миллиарда. Таким образом, США занимают третье место среди инвесторов Вьетнама, а Россия – только двадцатое...

Но вообще, во Вьетнаме ценят всех, кто помогает социалистическому развитию страны – не брезгуют в этом смысле и самыми "отпетыми" капиталистами. Ведь Вьетнам, несмотря на ударные пятилетки, остается одной из самых бедных стран мира: ВВП в пересчете на душу населения составляет всего порядка $600. Поэтому международная помощь традиционно является важным "подспорьем" развитию Вьетнама: например, в этом году на нужды развития страны мировое (преимущественно капиталистическое) сообщество выделит $3,75 миллиарда. Основными донорами вьетнамской экономики являются Япония и Франция, а также Всемирный банк и Азиатский банк развития.

В то же время следует отметить, что вьетнамский социализм строится на неплохом ресурсном основании. Страна располагает собственными запасами нефти, что позволяет ей практически безболезненно переживать нынешние повышение цен на мировом нефтяном рынке. В этой сфере, кстати, Россия тоже весьма плодотворно сотрудничает с СРВ: вот уже 20 лет действует совместное предприятие "Вьетсовпетро", добывшее за эти годы более 150 млн т нефти и 15 млрд кубометров газового конденсата на южном вьетнамском шельфе.

Но все же главным ресурсом Вьетнама является его растущее и молодеющее население, общей численностью 85 млн человек, порядка половины которого составляет молодежь до 30 лет – перспективные работники и потребители. Этот фактор, плюс высокий уровень грамотности населения (90% которого умеют, как минимум, читать и писать), а главное – крайне низкая цена рабочей силы в стране привлекает инвесторов. Не так давно, например, в центральном Вьетнаме открыл свою фабрику швейцарский обувной концерн Rieker, тогда как другие предложения, в частности со стороны Китая и Таиланда, были отвергнуты. Такое решение объясняется просто: в Китае работникам пришлось бы платить $120 в месяц, в Таиланде – еще больше, а во Вьетнаме – всего $35-45. Причем, как показывает практика, в СРВ гораздо меньше проблем с бюрократией, чем в КНР. И совсем уж удивительный эпизод произошел в секторе производства велосипедов Китая. В прошлом году обанкротилась китайская Шэньчжэнская велосипедная компания, не выдержав соперничества с вьетнамскими производителями. Ничего не поделаешь: жестокая социалистическая конкуренция... и, выходит, есть на свете страны, где рабочая сила дешевле, чем в Китае.

Выбор читателей