Мир. Труд. Гей

Вокруг идеи о проведении в Москве 27 мая первого в стране гей-парада разгораются шекспировские страсти. Активисты гей-движения хотят устроить правозащитное шествие; часть общественных деятелей высказываются резко против




Волна солидарности западноевропейских геев и лесбиянок со своими российскими собратьями прокатилась по Европе. Второго марта в пяти европейских столицах – Вене, Лондоне, Стокгольме, Париже и Варшаве – у российских посольств состоялись акции протеста; общественные организации, представители ряда либеральных партий и представители сексуальных меньшинств Европы возмущались гомофобной реакцией части российских политиков, общественных и религиозных деятелей на идею первого гей-парада в нашей стране. В Вене демонстранты даже передали российскому послу петицию о недопустимости запрещения публичных акций сексуальных меньшинств.

А начиналось все довольно мирно. Прошлым летом инициативная группа российских геев во главе с Николаем Алексеевым с сетевого ресурса Gayrussia.ru предложила провести в Москве первый гей-парад. Аналогичные мероприятия регулярно устраиваются в странах Европы и Северной Америки; обычно гей-парад представляет собой карнавальное театрализованное действо, в котором принимают участие все желающие.

Сначала казалось, что у российских геев впервые появилось право выбора – идти на публичную акцию или нет. Однако идея проведения московского гей-парада встретила весьма неоднозначную реакцию. С начала 2006 г., через полгода после объявления инициативы, пресса запестрела высказываниями по этому поводу. Не цитируя здесь те или иные высказывания против, укажем лишь, что негативные оценки не всегда соответствуют общим настроениям россиян в отношении сексуальных меньшинств. По опросам "Левада-центра", в 2005 г. 43% россиян были против дискриминации по признакам сексуальной ориентации, 51% опрошенных высказывались за предоставление сексуальным меньшинствам таких же прав, какими обладает и остальное население.

Надо отметить, что гей-движение в России отнюдь не однородно, что также повлияло на конфликтную ситуацию вокруг гей-парада. Часть организаций и влиятельных в этой среде людей открыто не поддержали активистов Gayrussia.ru. По информации Ольги Суворовой из организации Pinkstar, сразу после обнародования планов по проведению гей-парада было распространено официальное заявление, в котором "намерение проведения гей-парада в 2006 году названо опасной авантюрой как с точки зрения безопасности его возможных участников, так и ближайших перспектив развития в России демократии и толерантности". Интересно, что на лентах информационных агентств заявление появилось с полугодичным опозданием – его обнародовали только с началом активной кампании противостоянии ряда политических и общественных сил идее проведения гей-парада в Москве.

Попытки выяснить отношение подписантов заявления к гей-параду натолкнулись на глухую стену – "комментариев не будет". Впрочем, на условиях анонимности представители гей-сообщества Москвы поделились соображениями о причинах отрицательной реакции на планируемое мероприятие. "Понимаете, некоторые считают Алексеева провокатором. Наше общество еще не доросло до гей-парадов, непонятно, зачем обострять и без того сложную ситуацию с правами сексуальных меньшинств в России. Подписавших заявление тоже можно понять – многие из них еще помнят подпольные времена".

Сам Николай придерживается противоположного мнения. В разговоре со мной он сказал, что планирует гей-парад не как карнавальное действо, а как правозащитную акцию: "Мы ничего не собираемся пропагандировать, мы просто хотим заявить о себе 27 мая публично. Геи загнаны в угол, гей-движение в России не развивается. С 1993 г., когда была отменена уголовная статья, дискриминирующая геев, власть не сделала ничего. Цель нашего мероприятия – привлечь внимание к отсутствию в праве оснований для недопущения дискриминации по признакам сексуальной ориентации. Сегодня все гомофобные речи и действия остаются безнаказанными". Вопрос не в геях, эмоционально подытожил Николай Алексеев, а в том, кому в следующий раз запретят выходить на улицу.

Несмотря на негативную реакцию властей, по закону процедура подачи заявки на проведение манифестации и шествия в городе имеет уведомительный характер. Поэтому пока любые заявления властей не носят официального характера. Активисты Gayrussia.ru настроены идти до конца. За 15 дней до предполагаемой акции инициативная группа собирается подать заявление на проведение акции. В случае официального отказа они намерены оспаривать решение в судебном порядке, вплоть до Страсбургского суда по правам человека.

Выбор читателей