В "Единой России" радуются первому миллиону

В канун Международного женского дня численность единороссов достигла миллиона человек. Однако даже самые рьяные оптимисты с тревогой смотрят на перспективы партии после 2008 года




Праздник 8 Марта в этом году отмечали не только российские женщины, но и все члены партии "Единая Россия", численность которой в канун Международного женского дня достигла миллиона человек. Об этом с гордостью сообщил лидер ЕР, спикер Годсумы Борис Грызлов.

В самой партии, и это весьма символично, женщин гораздо больше, чем мужчин (соответственно 57,8% и 42,2%). Есть кого поздравить! Как сообщили в пресс-службе "Единой России", 11,2% составляют люди в возрасте до 25 лет, 11,1% – 26-30 лет, 11,3% – 31-35 лет, 11,5% – 36-40 лет. Почти 40% членов партии (39,5%) имеют высшее образование, 8,3% – незаконченное высшее, 35,6% – среднее специальное образование. 26,6% единороссов работают в сфере промышленности, 4,5% – в сфере сельского хозяйства. 7,1% – заняты на государственной службе, 17,1% – работают в сфере образования.

Поверить в эти цифры непросто. У политологов сложилось устойчивое представление о ЕР как о партии чиновников и начальников. Правда, начальники есть и в сфере промышленности, и в сфере сельского хозяйства, и даже в школах. Они получают партбилеты вовсе не потому, что разделяют программу партии и хотят решать ее уставные задачи. В "партию власти" вступают ради сохранения властных полномочий. Слишком сильна у нашего народа генетическая память, слишком хорошо известно всем, почему миллионы советских граждан вступали в КПСС, даже когда она уже агонизировала и, по сути, раскололась на "перестройщиков" и "ретроградов". Сделать карьеру без партбилета в кармане было невозможно. Активные люди прекрасно понимали это и шли на компромисс с собственной совестью, чтобы не оказаться на обочине социальных процессов, происходивших в стране.

И сегодня статус члена правящей партии для многих ассоциируется с возможностью погреться у кормила власти, тем более что в последнее время кадровая политика как федерального центра, так и регионов заметно изменилась. На руководящие должность еще принимают, надо признать, не только товарищей по партии, но и беспартийных профессионалов. Однако если они хотят дальнейшего продвижения по служебной лестнице, затем им настоятельно рекомендуют получить партбилет. Например, принятый на днях в ЕР губернатор Мурманской области Юрий Евдокимов совершенно справедливо отметил: "Сейчас в "Единую Россию" вступили уже 69 губернаторов, и рассчитывать на то, что это дело можно как-то игнорировать, уже не приходится". До последнего времени в Северо-Западном федеральном округе только два губернатора не были членами "Единой России" – Ю.Евдокимов и Валентина Матвиенко.

Впрочем, по утверждению Грызлова, для единороссов важно не только количество членов партии. "Чем больше численность нашей партии, тем более грандиозные задачи мы решаем. Сегодня мы можем говорить, что качество реализации решений повышается, повышается уровень жизни", – цитирует думского спикера РИА "Новости".

"Медведи" особенно гордятся тем, что в партии есть члены правительства, что многие губернаторы связали свою судьбу с "Единой Россией". Однако получить первый партбилет с семизначной цифрой суждено не им, а показательному партийцу из низов, чье имя пока не известно. Как пояснил замруководителя фракции ЕР Валерий Рязанский, сначала необходимо обработать весь массив информации о новобранцах, которая поступает из регионов неравномерно, и только затем сделать выбор в пользу того или иного партийца. "Будем надеяться, что им станет простой человек", – предположил член президиума генсовета ЕР Владимир Мединский. Он может не беспокоиться: юбилейные "корочки" вручат именно тому, кто сможет стать своеобразным символом единства партии и народа. Этого требуют правила пиара, которыми "медведи" никогда не пренебрегали, но особенно часто руководствовались ими накануне парламентских выборов. И, будем справедливы, это не раз приносило им успех. К очередным выборам в Госдуму, между прочим, численность единороссов, по их собственным прогнозам, может перевалить за 2 млн, что лишний раз доказывает стремление лидеров партии закрепиться на политическом Олимпе всерьез и надолго. Однако даже самые рьяные оптимисты с тревогой смотрят в более отдаленное будущее, точнее, в перспективы партии после 2008 года.

Президентские выборы, в которых Путин участвовать вроде как не собирается, могут кардинально изменить отношение россиян к "Единой России". Хоть сам Владимир Владимирович и не являлся никогда членом ЕР, он всегда недвусмысленно давал понять, какой партии принадлежат его симпатии. Неискушенные избиратели сразу же стали считать "ЕдРо" президентской партией, а ее лидеры с удовольствием подхватили брошенный пиарщиками лозунг "Партия и Путин – близнецы-братья". Но даже если операция "Преемник" в 2008 г. будет успешно проведена, никто не может гарантировать новоизбранному главе государства такой же высокий рейтинг, какой был у Путина. В этом случае для того, чтобы завоевать симпатии народа, президенту придется идти на популистские шаги: критиковать непопулярные реформы, искать виновных в ухудшении жизни людей, пачками снимать с постов министров и губернаторов. Основной удар будет направлен именно на чиновников, которые, вот незадача, успеют к тому времени вступить в "Единую Россию". Других "мальчиков для битья" во властных структурах просто не останется. Выдержит ли партия такую показательную порку или рассыплется в прах, предугадать трудно. Но массовые костры из партбилетов мы наверняка увидим, особенно если этот процесс будет санкционирован Кремлем.

Если же, предположим почти невероятное, к власти придет левая оппозиция, то вся чиновничья рать стройными рядами выйдет из опростоволосившейся партии власти и... тут же напишет заявления о приеме в ту политическую организацию, которую будет представлять новый президент. Трагическая история КПСС повторится в виде очередного фарса, как это уже было с НДР и ДВР.

Однако наиболее вероятным представляется все же третий сценарий. Победившая на парламентских выборах 2007 г. "Единая Россия" захочет помочь Путину осуществить органическую передачу власти кому-то из своего окружения. Но оформившиеся к тому времени в партии два "крыла" будут делать разные ставки. Одни поддержат либерального кандидата, другие – консервативного. Победит, конечно, тот, на кого укажет Путин. И достигшая к этому времени рекордной для новой России численности ЕР будет вынуждена пойти на решительную чистку своих рядов, чтобы в ней остались только сторонники новоизбранного президента.

Однако, скорее всего, новый президент будет беспартийным. Он не станет высказывать предпочтений "медведям" или коммунистам, напротив, постарается сохранить определенную дистанцию, чтобы сохранить в стране хотя бы видимость реальной многопартийности. "Единая Россия", подобно шагреневой коже, уменьшится до определенного размера, а затем начнет прирастать новыми членами. Тогда как "вычищенная" ее часть, возможно, сумеет объединиться в новую политическую организацию, пусть не такую массовую, но вполне дееспособную, готовую взять на себя роль конструктивной оппозиции. Роль, с которой явно не справились ни КПРФ, ни другие партии-карлики, которые все еще опасаются каждой проверки со стороны Минюста, так как их реальная численность не дотягивает до установленного законом минимума – 50 тыс. человек. КПРФ, утратившая статус "самой массовой партии", растеряла многих своих сторонников и сейчас объединяет порядка 184 тыс. человек. Однако многие из ее членов уже смотрят "на сторону". В ЛДПР утверждают, что давно "переплюнули" коммунистов и подошли к отметке в 500 тыс., но это больше похоже на очередную байку Владимира Вольфовича. Демократов довольно много, но они разобщены. Поэтому место реального конкурента правящей партии, которой считает себя ЕР, все еще вакантно.

Выбор читателей