Объединение демократов приобретает хроническую форму

Логика демократов – десятилетиями бороться за объединение, объединиться и... начать все сначала, наступая в сотый раз на те же грабли. Иначе, вероятно, им просто скучно




Вчера Демократическая партия России Михаила Касьянова, объявленная им накануне новой площадкой для объединения всех сочувствующих, пополнилась сразу двумя видными политическими фигурами. С одной стороны, о своем переходе в ДПР заявил член политсовета СПС Иван Стариков, с другой стороны, за объединение с ДПР проголосовала на своем съезде партия "Наш выбор" Ирины Хакамады.

Решение Хакамады объяснить гораздо проще, чем демарш Старикова. "Наш выбор" поддержал аргументацию своего лидера, заявившей о том, что "цель полноценной партии – это не парламентское трудоустройство, преодоление 7%-ного барьера – это тоже не цель. Цель есть только одна – мы должны бороться за власть". По мнению Ирины Муцуовны, объединяться имеет смысл только тем демократам, которые готовы реально участвовать в президентских выборах. "Я шла на президентскую кампанию 2004 г., чтобы показать людям, что есть лидеры, которые еще шевелятся. Но теперь я не могу себе позволить участвовать в президентских выборах только для того, чтобы показать протест власти – избирателю это уже не интересно", – отметила Хакамада. Именно по этой причине ее привлекает фигура экс-премьера, заявлявшего ранее о своей готовности возглавить объединенную демократическую оппозицию на думских и президентских выборах 2007/08 годов. "Он не сделал за свою серьезную профессиональную деятельность в правительстве ничего такого, что повредило бы кому-то, даже если ему не удалось снизить налоги", – добавила Хакамада. По ее словам, Касьянов предложил две модели создания единой демократической партии России. Это создание широкой коалиции между демократическими партиями, чьи лидеры будут договариваться и впоследствии объединяться в единую демпартию под руководством Касьянова, или немедленное объединение партий в Демократическую партию России, которую, опять же, возглавит Касьянов. "Партия "Наш выбор" готова войти в Демократическую партию России, лидером которой будет Касьянов", – заявила Хакамада. В подтверждение своего призыва к демократам она привела слова Наполеона: "Нельзя заниматься бесконечными маневрами, нужно настоящее сражение".

Также Хакамада позитивно оценила итоги объединения "Яблока" и СПС на московских выборах, но с сожалением отметила, что простого объединения не хватает: "Объединенные демократы едва преодолели 10%-ный барьер, и это при том, что выборы проходили в Москве, где у демократов традиционно самая высокая поддержка в России. Все это не дает оптимизма надеяться на преодоление 7%-ного барьера на выборах в Госдуму", – сказала она. Не известно, правда, на чем базируется уверенность новой соратницы Касьянова в том, что еще менее известным партиям вроде ДПР и "Нашего выбора" этот барьер преодолеть удастся.

Между тем, по мнению аналитиков, посредством альянса с Касьяновым Хакамада на самом деле пытается решить куда более прозаические задачи, нежели победа на президентских выборах. Нынешний союз для нее – это, в первую очередь, "едва ли не единственный шанс спасти себя как политика", заявил вчера "Росбалту" заместитель директора Центра политических технологий Алексей Макаркин. Со следующего года, напомнил он, вступает в силу норма закона о минимальной численности политических партий (50 тыс. человек). "У СПС, "Яблока", даже у Республиканской партии Владимира Рыжкова с численностью все нормально, отмена регистрации им не грозит, а вот у "Нашего выбора" Хакамады с этим, судя по всему, большие проблемы, – пояснил Макаркин. – Союз с Касьяновым для нее вынужденный, это возможность сохранить себя в качестве реальной политической фигуры". Что касается СПС, то для Белых, Гозмана и Немцова сближение с не пользующимся расположением Кремля экс-премьером "чревато большими рисками", а "Яблоко" не приемлет Касьянова "по идеологическим соображениям", считает Макаркин.

Впрочем, Белых и Явлинский еще во вторник довольно внятно высказались на эту тему, отметив, что на сегодняшний день существует два известных бренда, намеренных объединяться и дальше, а остальное – от лукавого. "Григорий Явлинский никогда не согласится участвовать в политическом объединении, лидером которого будет не он сам, – считает директор Агентства политических и экономических коммуникаций Дмитрий Орлов. – В свою очередь, вожди СПС не захотят конфликтовать с Кремлем, а союз с Касьяновым неизбежно приведет к такому конфликту". Политолог убежден, что в создаваемую коалицию вполне могут войти, помимо уже обозначенных деятелей, Владимир Рыжков и представители "Комитета-2008". "В любом случае, к выборам 2007 г. российские демократы придут не одной, а несколькими колоннами", – подчеркнул Орлов. По сути, последний тезис перечеркивает всю идею объединения СПС и "Яблока", неоднократно заявлявших о том, что несколько демократических колонн Россия точно не выдержит.

Особенно заметен на этом фоне уход Старикова под знамена Касьянова. Как заявил Иван Стариков "Эху Москвы", "либеральное крыло СПС планирует участвовать в новом политическом проекте, направленном на объединение демократов. Площадкой, на которой может состояться объединение демократической оппозиции, я вижу Демократическую партию России во главе с Михаилом Касьяновым". Стариков поясняет, что принял предложение Касьянова потому, что считает: объединение демократических сил надо выводить на более "качественный уровень".

Суммируя вышесказанное, можно предположить, что из-за касьяновской идеи демдвижение столкнется как минимум с двумя серьезными проблемами. Первая состоит в неминуемом расколе демократов. Вторая – в дискредитации "старых" демократов в лице "Яблока" и СПС. Касьянов и компания теперь будут позиционироваться как реальные и чуть ли не единственные оппозиционеры действующему режиму, чему будет способствовать и приход туда Старикова, а "старым" демократам, похоже, снова придется отмываться от ярлыка "прокремлевской" силы. СПС по-прежнему ассоциируют с Анатолием Чубайсом, который, как принято считать, является персоной довольно лояльной в отношении власти, а лидер СПС Никита Белых, если вспомнить, был избран когда-то главным партбоссом СПС в тандеме с ближайшим соратником Чубайса, Леонидом Гозманом. Причем на выборах лидера партии Белых обошел Ивана Старикова, считавшегося на тот момент наиболее последовательным оппозиционером путинскому режиму и потому особенно уважаемого некоторыми представителями "Яблока".

В "Яблоке" действительно существовали опасения насчет политической ориентации Белых, однако впоследствии они были развеяны. Во-первых, он сам неоднократно заявлял о своей оппозиционности, и последовавшее объединение с партией Явлинского служит тому наглядным подтверждением. Во-вторых, его личный вклад в дело объединения "Яблока" и СПС не отрицают ни в одной из этих партий. В-третьих, на днях Белых достаточно жестко высказался по поводу Чубайса, отметив, что его реплики о возможных отключениях электроэнергии в Москве повредили предвыборной кампании объединенных демократов в ходе выборов в МГД, и дав тем самым понять, что мнение и позиции Анатолия Борисовича, мягко говоря, не совпадают с линией лидера СПС.

В этом контексте демарш Ивана Старикова не совсем понятен. Объединение СПС и "Яблока", о необходимости которого он сам неоднократно и говорил, состоялось. От Чубайса нынешнее руководство правых по мере сил дистанцируется. О том, что СПС не является "прокремлевской" партией, Белых заявляет довольно четко. Тем не менее, мотивируя свой уход, Стариков приводит именно такое аргументы, как Чубайс, подмочивший репутацию демократов накануне выборов в МГД, и объединение, которому руководство СПС якобы препятствовало.

Очевидно, искать какую-либо логику в происходящем бессмысленно. Остается лишь принять за аксиому, что у демократов своя собственная логика: десятилетиями бороться за объединение, объединиться, проанализировать ошибки и – начать все сначала, наступая в сотый раз на те же грабли. Иначе, вероятно, им просто скучно.

Выбор читателей