СПС отменяет чистку в своих рядах

Никита Белых пообещал, что никаких репрессий в отношении видных партийных деятелей Старикова и Надеждина, активно поддерживавших выдвижение Ходорковского кандидатом в депутаты Госдумы, не последует




Вчера председатель федерального политсовета СПС Никита Белых пообещал, что никаких репрессий в отношении видных партийных деятелей Ивана Старикова и Бориса Надеждина, активно поддерживавших выдвижение Михаила Ходорковского кандидатом в депутаты Госдумы, не последует. Между тем, слух о нависшей над ним угрозе исходила от самого Старикова. Он сообщил "НГ" о том, что на съезде, запланированном на 24 сентября, встанет вопрос об исключении из партии его и секретаря по законодательной инициативе Бориса Надеждина. Мол, их инициатива по выдвижению МБХ в депутаты понравилась в СПС далеко не всем.

СПС, который некоторые циники еще называют "правым крылом ЕР" и филиалом РАО ЕЭС, с некоторых пор заявляет о том, что он, в целом, за президента. С момента избрания Никиты Белых лидером партии каких-либо резких высказываний в адрес руководства страны со стороны СПС, и впрямь, не звучало. Инцидент с Чубайсом тоже не способствовал росту оппозиционности "правых". Впрочем, некоторые коллеги по демократическому лагерю утверждают, что в СПС на самом деле давно борются две партии: "пропутинская", во главе с Анатолием Чубайсом и Леонидом Гозманом, и "антипутинская", видным представителем которой является как раз Иван Стариков. Тот факт, что в свое время лидером партии стал не Стариков, а Белых, прошедший в тандеме с Гозманом, очень расстроил некоторых представителей "Яблока", заявивших о том, что победа "путинского крыла" ставит крест на дальнейшем сотрудничестве.

Тем не менее, сотрудничество – как стало известно вчера – все реальнее. Федеральное руководство СПС после долгих уговоров даже согласилось с решением своей московской городской организации идти на выборы в Мосгордуму в "яблочном" списке (правда, потребовав взамен места в первой тройке). Кстати, Иван Стариков был в числе тех, кто активно сопротивлялся первоначальным намерениям партийной верхушки дезавуировать решение московских правых (они, напомним, приняли решение идти в "яблочном" списке еще две недели назад). Гозман тогда заявлял, что "мы не просим "Яблоко" войти в наш список и не собираемся входить в их", а Стариков, напротив, убеждал коллег одуматься. "В нынешних условиях шансов преодолеть 10%-ный барьер несколькими колоннами нет ни у кого, – заявил тогда Стариков "Yтру". – И 5 декабря, на следующее Yтро, мы будем обсуждать, чья же политическая могила оказалась красивее, кто набрал 2%, кто – четыре. Мне бы не хотелось горько плакать на этом кладбище. Но самое горькое, что интересы демократически настроенных избирателей в случае нашего поражения не будут представлены в МГД". При этом Иван Стариков отметил, что попытки федерального руководства СПС сорвать решение Московской городской организации будут означать, что личные амбиции волнуют их больше, чем объединительный процесс.

Вчера Никита Белых, комментируя решение идти на выборы под брендом "Яблока", уже от своего лица выразил уверенность в том, что "объединенный демократический список на выборах в Мосгордуму точно наберет 10% голосов". И даже выразил желание его возглавить. "Это решение является последовательным для нас. Формирование единого списка важнее чьих-то политических амбиций", – вторил ему Гозман.

В отношении Старикова Белых заявил следующее: никаких оснований для исключения его и Надеждина из партии нет, да и в повестке дня предстоящего съезда такого вопроса тоже нет. "Мы им (Старикову и Надеждину) не запрещали участвовать в этой деятельности (выдвижение Ходорковского), поскольку устав демократической партии не позволяет", – добавил он. Но при этом Белых не исключает, что кто-то из делегатов съезда вопрос об изгнании Старикова и Надеждина из партии может-таки поднять. Запретить такой поворот сюжета, очевидно, устав тоже не позволит. Партия-то, как ни крути, демократическая.

Впрочем, на всякий случай – дабы не прослыть "группой поддержки" оппозиционных кандидатов – Белых отметил, что уж с Михаилом Касьяновым СПС точно дружить пока не планирует. Руководство СПС не вело никаких консультаций с Касьяновым о возможности поддержки его кандидатуры на президентских выборах 2008 года, отметил Белых: "К нам Михаил Касьянов не обращался и я с Михаилом Михайловичем не общался". Его зам Гозман к сказанному присовокупил, что "говорить о кандидитах в президенты за два с половиной года до выборов преждевременно", а с кандидатом партия "определится позднее". Сам Касьянов, как известно, ранее заявлял о том, что ведет активные переговоры с оппозицией и испытывает в этой связи абсолютный оптимизм. Очевидно, поторопился.


Выбор читателей