Оппозиция организовала себе повторные похороны

После очередной безуспешной попытки объединиться, предпринятой в минувшие выходные, стало ясно, что действительно общим фронтом российские либералы ходить не любят, не умеют и не будут


Фото: ryzkov.ru



В минувшие выходные российским либералам было не до отдыха: они снова искали пути объединения. Впрочем, в итоге им удалось только окончательно размежеваться. В субботу в Москве состоялась конференция обновленной Республиканской партии, которую независимый депутат Госдумы Владимир Рыжков (недавно вошедший в политсовет РДП) презентовал как новый бренд, под которым либерально-демократические партии могут наконец объединиться и вместе пойти на парламентские выборы. Впрочем, не такой уж и новый: в конце концов, эту площадку Владимир Рыжков начал готовить несколько месяцев назад. Не особенно афишируя этот процесс, однако ближайшие потенциальные союзники – партии "Яблоко" и СПС не могли не заметить, что их региональные отделения "прощупывают" на предмет перехода в новую "головную организацию". Естественно, особой радости им это не доставило, так что приглашенные на конференцию потенциальные союзники не могли отказать себе в удовольствии съехидничать. "Сейчас переговорных площадок для объединительного процесса уже больше, чем самих переговорщиков, а результатов все нет", – заявил недавно избранный председатель политсовета СПС Никита Белых. "Демократические партии растут как грибы, с этим надо что-то делать", – вторил ему зампред "Яблока" Сергей Митрохин.

Между тем перспектив в области объединения со времен так ничем и не закончившегося "Комитета-2008" не прибавилось. Все остаются, что называется, при своих. В СПС говорят о едином списке кандидатов, однако уточнением деталей предлагают заняться с 2006 г.: "Сейчас рано говорить о формировании объединенной партии и единого списка кандидатов – это надо делать только после начала будущего года", – поделился Белых своими соображениями с журналистами. Пока речь может идти разве что о подписании протокола о намерениях. До осени руководство СПС намерено совершить тур по стране, чтобы консолидировать вокруг такого протокола все региональные политические силы. Затем протоколы "представят на федеральный уровень" – так выглядит объединительная стратегия в версии СПС. Больше всего это похоже на попытку оттянуть время. Как раз на прошлой неделе начальник управления по делам политических партий и общественных объединений Федеральной регистрационной службы Алексей Жафяров разъяснил участникам семинара в Центризбиркоме, что положения нового закона "О политических партиях" начнут применяться по результатам уже этого года – то есть по тому численному и списочному составу, за который партии должны отчитаться уже к январю. А кто не успел (напомним, с 1 января партиям необходимо числить в своих рядах минимум 50 тыс. человек, чьи паспортные данные тут же начнут проверять на предмет наличия "мертвых душ") – тот опоздал. То есть объединяться под новым брендом в любом случае будет уже поздно. Останется только верстать общий список, в котором (опять же, по новому закону) половина мест автоматически закрепляется за членами ведущей партии. А оставшаяся часть может быть распределена между союзниками, которые при этом теряют право на собственный партийный бренд – это раз. А два – не получают возможности завладеть контрольным пакетом голосов во фракции, если вдруг случится чудо и такая действительно образуется.

Не удивительно, что в Республиканской партии готовы подписать пресловутый протокол хоть сейчас. И настаивают: начинать объединительный процесс надо не с будущего года, а немедленно. "Мы предлагаем для объединения нашу партию без всяких условий, и к тому же у нас нет вождя, а вот "Яблоко" выдвигает целый ряд условий", – объяснял Рыжков.

В "Яблоке", между тем, убеждены, что могут позволить себе некоторую разборчивость: прежде всего, для него не столь актуальна проблема численности и роковая цифра 50 тыс. не висит над этой партией дамокловым мечом. "Мы предлагаем свою партию в качестве базы для объединения всех демократических сил. Ведь можно сказать, что Республиканская партия – это журавль в небе, а "Яблоко" – это синица в руке", – прямо заявил Сергей Митрохин.

При этом у "Яблока" нет идеологических расхождений с Республиканской партией. Там только не понимают, почему 85 тыс. членов должны писать заявление о том, чтобы выйти из "Яблока" и войти, как выразился Явлинский, "неизвестно в какую структуру". А вот с СПС "Яблоку" совсем не по пути. Вчера в перерыве Федерального совета своей партии Григорий Явлинский не поленился еще раз объяснить, почему он отвергает всякую возможность консолидации с правыми: "Мы вообще не считаем СПС демократической партией. Она всегда будет с властью, потому что образована и питается за счет крупного капитала", – заявил Явлинский. Его же партия не намерена менять своего политического курса и будет оставаться в оппозиции к нынешней власти. Так что "Яблоко" приступает к разработке собственной программы объединения демократической коалиции, главной целью которой будет смена этой самой власти конституционным путем.

Впрочем, не так уж много осталось объединять. В числе "неопределившихся" значатся Ирина Хакамада, которой явно не удается завершить процесс формирования собственной партии, да еще "Партия солдатских матерей", столкнувшаяся с аналогичными трудностями. (Не случайно федеральный совет "Яблока" счел необходимым принять специальное заявление, где названы "категорически неприемлемыми предложения Министерства обороны по прекращению приема студентов на военные кафедры, резкому сокращению числа военных кафедр и принуждению студентов, прошедших обучение на военных кафедрах, к заключению трехлетнего, а то и пятилетнего контракта для службы офицерами".)

Между тем, первые шаги в области реальной интеграции республиканцы, СПС и "Наш выбор" намерены сделать еще в этом году, во время региональных избирательных кампаний в парламент Чечни и в Мосгордуму. Возможно, что уже в ходе этих выборов складывающаяся конфигурация претерпит какие-то изменения. Но при всем том уже совершенно ясно: действительно общим фронтом российские либералы ходить не любят, не умеют и не будут.

Выбор читателей