Студенческий мятеж перевернул Париж вверх дном

Беспорядки в Париже пошли на убыль - после того, как полиция пустила в ход водяные пушки и слезоточивый газ, хулиганы оставили попытки захватить Сорбонну - кто успел, юркнул в метро, остальные попались жандармам




Правительство Доминика де Вильпена принимает новую форму трудового договора "с изюминкой". Теперь боссы могут увольнять своих сотрудников - без каких-либо объяснений - направо и налево. Самое обидное заключается в том, что сотрудники, которым не положено знать, почему их уволили, - юноши и девушки не старше 25 лет. Разумеется, они все же хотят знать причину своего несчастья. Мсье де Вильпен чуть-чуть не рассчитал законодательную мощь. Столица Франции вспыхнула лозунгами, зашумела, загремела бутылками с зажигательной смесью: тут "Анархия!", там "Революция!", Сорбонна захвачена, Сорбонна освобождена, студенты дубасят спецназовца, убегают от жандармов и растворяются в подземке, выныривают в соседнем квартале и крушат витрины McDonald's. Словом, настоящий мятеж.

На первых порах полиция старалась обходиться со студентами как можно мягче, не задеть, не поцарапать, если потребуется, скрутить и доставить в кутузку, но только не бить. При штурме Сорбонны пострадало больше стражей порядка, чем хулиганов, которые, почуяв свободу, швыряли из окон огнетушители и стулья; итог: 11 травмированных спецназовцев и 31 раненый жандарм. Потери студенческой стороны – один хулиган с синяком.

Но затем все стало намного серьезнее. К акциям протеста присоединились, по разным данным, от 80 до 350 тыс. человек, и в этой гигантской массе растворились жители бедных районов Парижа, ветераны мусульманских беспорядков в предместьях. Впрочем, основную силу все же представляло негодующее студенчество.

Минувшей ночью мятеж достиг кульминации. На площади Насьон слились несколько колонн манифестантов, они завершили марш и собирались расходиться по домам. Погромы в их планах не значились. Полиция уже предвкушала конец дежурства, но не тут-то было: от толпы отделились несколько молодых людей – лица замотаны шарфами, капюшоны опущены на глаза – и направились прямо к оцеплению. В жандармов полетели бутылки и камни, но те не дрогнули и ответили зарядом слезоточивого газа. Хулиганы обратились в бегство, и вскоре ушли от полиции по запутанным улочкам соседнего квартала; по пути они громили бутики, кафе, даже подожгли несколько автомобилей.

Пока жандармы гонялись за студентами (хоть, впрочем, то могли быть обыкновенные бездельники), беспорядки вновь перетекли в Латинский квартал. Манифестанты расположились на левом берегу Сены, близ Сорбонны, и для начала устроили сидячую акцию прямо на проезжей части. Когда студентам наскучил пассивный протест, они решили что-нибудь сломать. Их внимание привлек металлический барьер вокруг университета. Барьер, однако же, оказался чересчур крепок, и, безуспешно повозившись несколько минут, вандалы оставили его.

В конце концов они выместили свою злобу на фургоне республиканской гвардии, оказавшемся в радиусе действия бутылки с зажигательной смесью. Гвардейцы не потерялись и быстро потушили пожар из водомета на крыше фургона, а затем применили оружие по назначению – направили струю прямо на хулиганов. Те отступили, и издалека кричали оскорбления жандармам, антиправительственные лозунги, наконец, распевали революционные песни, пока их не погрузили в специальную машину.

К полуночи мятеж улегся, 166 хулиганов были задержаны, полиция подсчитала потери: за шесть часов "революции" и "анархии" семеро жандармов и 12 манифестантов получили серьезные травмы.

Выбор читателей