Шарапова пошла по верному пути, переступив через Дементьеву

Как только теннисные примы решили пропустить старт, Шарапова завоевала 11-й титул в карьере, продемонстрировав отменный теннис, а Дементьева опять безвольно проиграла




Любопытные бывают в теннисе закономерности. Финал женской части турнира серии "Мастерс" живо напомнил события 2004 г., когда российские теннисистки выиграли 3 турнира Большого шлема и итоговый турнир года, причем дважды в этих финалах со своими соотечественницами играла Елена Дементьева, оба раза проигравшая. Нового "русского финала" нам пришлось ждать более года: в минувшее воскресенье Мария Шарапова в Индиан-Уэллс разгромила все ту же Дементьеву – 6:1, 6:2.

Так вот, о закономерностях. В 2004 г. многие сильные теннисистки не играли из-за травм – сестры Уильямс, Жюстин Энен-Арденн, Ким Клийстерс. И именно их отсутствие дало возможность россиянкам доминировать на мировых кортах. Разумеется, с таким мнением многие теннисные люди в России были не согласны, и потому словосочетания типа "триумф российского тенниса" заполонили страницы спортивной прессы. А к критике мало кто тогда прислушивался.

И вот повторение сюжета в миниатюре. Стоило в Индиан-Уэллс не приехать тем же сестрам Уильямс, Клийстерс и Амели Моресмо, как россиянки оказались тут как тут – Шарапова и Дементьева показали отменный теннис и волю к победе.

Впрочем, отменный теннис – это, скорее, о Шараповой, тогда как Дементьева в полуфинале против Энен-Арденн демонстрировала именно волю, отыграв практически проигранный сет. Возможно, кстати, помогла и небольшая травма бельгийки – во всяком случае, техникой Елена не блистала, а традиционные ошибки, увы, так и остаются в ее арсенале неизменными. У Шараповой в ходе всего турнира практически не было достойных соперниц, и потому победа ее – кстати, это 11-й титул в карьере 18-летней россиянки – выглядит вполне закономерной. И именно потому финал Шарапова – Энен-Арденн казался таким желанным: голову можно дать на отсечение, что он стал бы украшением турнира. Но поскольку Дементьева была явно измотана тяжелейшей встречей с Энен-Арденн, финал получился, как говорил Том Сойер, в стиле "избиение младенцев". Негоже, конечно, уступать так явно в таком крупном турнире, но подобное случается и с более выдающимися мастерами. Вспомнить хотя бы финал Уимблдона 80-х годов, в котором Джимми Коннорс, казалось, только и мечтал, чтобы матч поскорее закончился и унес с собой в прошлое позор, с каким он "горел" против Джона Макинроя...

И, тем не менее, "русский финал" – событие само по себе выдающееся, а победы над Энен-Арденн и Мартиной Хингис (ее Шарапова обыграла в полуфинале), конечно, запомнятся надолго. За Шарапову тем более приятно, что предыдущая ее победа в турнире была одержана аж в июне прошлого года! И хотя участие Марии в матчах Кубка Федерации до сих пор под вопросом, сейчас, в свете отказа играть за сборную Анастасии Мыскиной, игровые кондиции и мастерство Шараповой могут, наконец, быть востребованными. Вместе с той же Дементьевой и, скажем, Надеждой Петровой они бы составили практически непобедимую команду.

"Я чувствую себя великолепно, особенно, если учитывать, что конец сезона у меня был очень тяжелый, – сказала Шарапова после матча с Еленой Дементьевой. – Не много людей знают об этом, но меня сильно расстраивало, что я хорошо готовилась ко всем турнирам, упорно трудилась, а затем внезапная травма сводила все эти усилия на нет. Этот турнир придаст мне веры в свои силы, теперь я знаю, что иду по правильному пути. Вы же никогда не знаете, когда ваша тяжелая работа в итоге окупится. Только веря в успех, можно его дождаться. Сегодня мои усилия окупились. Думаю, этот матч был тяжелым для нас обеих. Я делала все возможное, чтобы мяч попадал в нужное место. Из-за ветра я не знала, куда попадут многие из моих мячей при подаче".

У мужчин тоже есть свои достижения. Конечно, не стоило и надеяться на то, что хотя бы один россиянин выйдет в финал этого турнира. Но и Марат Сафин, и Игорь Андреев, и даже Николай Давыденко, проигравший Сафину на ранней стадии турнира, смотрелись в Индиан-Уэллс не самыми слабыми игроками. Особенно радует прогресс Андреева, который хоть и проиграл в четвертьфинале будущему финалисту – американцу Джеймсу Блейку, но все же выбил из розыгрыша третью ракетку турнира, американца Энди Роддика, продемонстрировав при этом теннис вполне высокого качества.

А Блейк – безусловное открытие турнира, каким на Открытом чемпионате Австралии стал киприот Маркос Багдатис. Последний в четвертьфинале проиграл испанцу Рафаэлю Надалю. Организаторов турнира такой поворот событий, конечно, не очень обрадовал, поскольку для них был желанен финал, в котором сыграли бы первая и вторая ракетки состязаний. Но и в выходе в финал Блейка был свой резон. Американский мужской теннис сейчас выглядит далеко не самым сильным. Агасси в Индиан-Уэллс проиграл очень быстро. Роддик был бит Андреевым. Более громких имен в Америке сейчас нет, но вот теперь, кажется, появилось. Игра Блейка словно бы реабилитировала теннисную Америку, а организаторов наверняка порадовало количество публики, пришедшей на финал поболеть за своего.

Правда, в финале, как и у женщин, серьезной борьбы не получилось – Федерер выиграл при сопротивлении соперника лишь в первом сете, а два последующих взял без тени сомнения в своем превосходстве. 7:5, 6:3, 6:0 – за этими цифрами видна драма Блейка, который вначале был готов сражаться с первой ракеткой мира на равных, но то ли перегорел, то ли слишком горячая поддержка своей публики помешала, то ли просто сил не хватило... И это очень жаль, поскольку вновь встал вопрос о достаточном отдыхе у теннисистов накануне главных матчей, о качестве тенниса, которое порой снижается к финалу по мере накопления усталости. Возможно, в недалеком будущем мировой теннисной элите надо будет всерьез пересмотреть и календарь турниров, и правила участия в них сильнейших игроков. Иначе все без исключения финалы будут проходить без борьбы, что повлияет на рекламную привлекательность этого вида спорта и его финансирование, а также снизит качество игры... до полного превращения тенниса в домашнюю забаву.

Выбор читателей