Церковь выставляет на улицу достояние культуры

Московская патриархия потребовала от правительства передать в безвозмездное пользование Русской Православной Церкви Рязанский Кремль, на территории которого находится музей-заповедник федерального значения


ФОТО: newizv.ru



Многим из нас знакомо такое явление, как передел собственности: в современной России он затрагивает чуть ли не все сферы жизнедеятельности. Как оказалось, не являются исключением и памятники культуры: так, в Рязани под угрозой выселения на улицу оказался местный историко-архитектурный музей-заповедник, основанный еще в 1884 году.

Как стало известно газете "Новые Известия", на днях премьер-министр страны Михаил Фрадков может подписать постановление правительства, согласно которому Рязанский Кремль, на территории которого и находится музей-заповедник, будет передан Московской патриархии. Если это произойдет, то, по мнению музейщиков, заповедник фактически умрет: дело в том, что в настоящее время в Рязани попросту нет условий для размещения его фондов и экспозиций.

Все началось еще три года назад, когда правящим архиереем в Рязанской епархии стал владыка Павел (Пономарев), взявший с места в карьер. Почти сразу же после своего назначения он замахнулся на часть строений Кремля, но директор музея-заповедника, внесенного в 1995 г. в Государственный свод особо ценных объектов культурного наследия народов РФ, разъяснил ему, что, мол, Кремль охраняется государством, а потому претензии архиепископа на архитектурный памятник беспочвенны. Однако год спустя Рязанская областная дума приняла закон, согласно которому за архиепископом закреплялось право требовать передачи в пользование епархии любой собственности, если раньше она каким-либо образом использовалась Церковью.

В том, что заповеднику ничего не грозит, директора музея Людмилу Максимову уверяли даже министр культуры Александр Соколов и глава Федерального агентства по культура и кинематографии Михаил Швыдкой. Но в конце февраля премьер-министр Михаил Фрадков получил от Патриарха всея Руси Алексия II письмо, в котором говорилось о необходимости "восстановить историческую справедливость и передать весь комплекс бывших церковных зданий их исконному владельцу – Рязанской епархии Русской Православной Церкви в безвозмездное пользование", пишут "НИ".

После этого письма в Рязани поползли слухи, что со дня на день данный вопрос будет решен в пользу РПЦ. В связи с этим 23 марта в музее-заповеднике была созвана пресс-конференция, на которой говорили о реальной угрозе, нависшей над архитектурным памятником, экспозицией и фондами, в которых хранятся, в частности, около 500 произведений древнерусской живописи, в том числе икона "Богоматерь Одигитрия" XIII в., бесценные образцы древнерусского лицевого шиться, а также 570 рукописных и старопечатных книжных памятников времен XV-XIX веков. Кроме того, ее участники указали на то, что еще до решения данного вопроса на уровне правительства страны владыка Павел издал постановление о "воссоздании "Епархиального Древлехранилища" (Церковного историко-археологического музея Рязанской епархии)", назначив его директором монахиню Мелетию (Панкову) – фактически, преемницу Людмилы Максимовой.

"В обществе формируются силы, которые нацелены на разрыв исторически сложившегося единства Православной Церкви и отечественной культуры, – заявила тогда доктор филологических наук, профессор РГУ Ольга Воронова. – Изъятие столь мощного исторического комплекса культуры, как Рязанский Кремль, из собственности государства ослабляет само государство".

Но и это не все: сотрудники музея направили в адрес президента страны открытое письмо, подписанное Максимовой и 80 ее сподвижниками, в котором отметили, что сложившаяся ситуация "дестабилизирует общественно-культурную жизнь как региона, так и музейного сообщества России". "Передача памятников и имущества Костромского музея-заповедника в ведение местной епархии уже создала опасный прецедент, приведший к необоснованным претензиям на передел собственности, – говорится в письме. – Следующим становится Рязанский музей-заповедник. Налицо тенденция разрушения глубинных основ культурно-исторического развития древних центров, что в свою очередь ведет к распаду единого культурного пространства многонациональной и многоконфессиональной страны".

В ответ на это правление областного отделения Всемирного Русского Народного Собора направило в Москву контрписьмо, где обвинило дирекцию музея, в частности, в том, что "на территории Рязанского Кремля шесть православных храмов остаются оскверненными и поруганными". Эти слова вызвали у Людмилы Максимовой недоумение и обиду.

"Никаких ресторанов или казино, как утверждают в епархии, у нас нет, – говорит она. – Что подразумевается под осквернением? То, что в еще не переданных соборах сохраняются фонды? Все помещения, особенно в последнее время, Росимущество проверяло неоднократно, и было сказано, что они все используются строго по назначению… Надо учесть, что, помимо культовых зданий, у нас сохранился комплекс гражданских сооружений. И вот в них-то, по моему впечатлению, в первую очередь заинтересовано епархиальное управление..."

Примечательно, что передачу Кремля епархии не одобряет и заместитель председателя Рязанской областной думы Владимир Федоткин. "На мой взгляд, было бы желательно пригласить обе стороны для переговоров в областную думу, – считает чиновник. – И разрешить спор таким образом, чтобы и богослужения в соборах Кремля совершались, и музей уцелел. А когда вместо заповедника появится монастырь, туда не все смогут попасть, да и не каждый пойдет… Боюсь, если передать Кремль в пользование Церкви, она не сумеет его самостоятельно, без нашей помощи сохранить как исторический памятник..."

Выбор читателей