Лень - эффективное средство выживания

Самцы серых кротов проводят большую часть жизни в состоянии dolce far niente – приятного ничегонеделания. Единственное, что заставляет их раз в сезон пошевелиться, – это мечта о встрече с самкой




Врожденная лень, на которую мы часто ссылаемся, оправдывая потраченное впустую время, действительно существует. Причем, что удивительно, является не недостатком, а серьезным преимуществом в борьбе за выживание. Правда, пока единственными, кому стопроцентно удалось заставить безделье служить себе во благо, являются серые кроты. Многим их жизнь может показаться настоящим раем: почти половина представителей этого обитающего в пустынях вида грызунов проводят свои дни, лежа на одном месте и думая о прекрасном. И единственное, что заставляет их оторваться от созерцания действительности подслеповатыми глазками, – это основной инстинкт.

Феномен кротовой лени долго был загадкой для зоологов, которые никак не могли взять в толк, почему одни кроты трудятся до седьмого пота, выполняя 95% работы, а другие сидят на их шее и пальцем пошевелить не хотят. Ответ на этот вопрос нашла команда южноафриканских зоологов из университета Претории, которые посвятили подземным бездельникам целое исследование.

Теория эволюции – ключ к разгадке тайны, а леность – важнейшее средство сохранения вида. Тысячелетиями борясь за место под солнцем (пускай и условное, ибо дело происходит под землей), пустынные кроты выработали стратегию выживания, в основе которой лежит ничегонеделанье. Оказалось, что их лень – явление сезонное и достигает своего пика в самое жаркое время, когда земля становится твердой как камень, и рыть ее все равно не имеет никакого смысла. Именно в этот период кроты-тунеядцы (40% популяции) бесцельно торчат в норах, набирая жирок на общественных харчах, которые готовят трудяги (остальные 60%).

Зато когда начинается сезон дождей, все меняется. Едва вода начинает просачиваться в землю, как лодыри, полгода валявшие дурака, проявляют недюжинную активность. Словно ошпаренные, они срочно начинают рыть норы в разных направлениях, пытаясь вырваться за пределы территории, занимаемой собственным семейством. На столь серьезные подвиги их зовет любовь к прекрасным кротихам.

Дело в том, что в их собственном доме царит абсолютное целомудрие. Иерархическая система, напоминающая устройство пчелиного семейства, не оставляет кротам-самцам никакой надежды встретить возлюбленную: в колонии есть только одна самка – вечно беременная королева, которую оплодотворяют один-два счастливчика. Именно они отвечают за потомство. Всем остальным остается только мечтать. Вот бедные грызуны и срываются с места в поисках самочек из соседних "племен" в любой подходящий момент, который, к сожалению, наступает не так уж часто. А все остальное время валяются и наедают бока, готовясь к тому, чтобы не упустить свой шанс.

Выбор читателей