Быть мэром смертельно опасно

За последние 10 лет были убиты 14 мэров российских городов, причем первенство в этой печальной статистике принадлежит Подмосковью. При этом ни в прокуратуре, ни в милиции не знают, как защитить мэров от убийц




За последние 10 лет были убиты 14 мэров российских городов. Причем, по данным МВД, первенство в этой печальной статистике принадлежит Подмосковью, где от рук убийц погибли главы Салтыковки, Жуковского, Дедовска, Озерковского и Чеховского районов, мэры Троицка, Дзержинского. При этом ни убийц, ни заказчиков, как правило, поймать не удается: пока раскрыто лишь одно подобное преступление – убийство первого заместителя главы администрации Подольска Забродина. В целом с 1996 г. на представителей районной власти России совершено около трех десятков покушений. В причинах сложившейся ситуации вчера попытались разобраться в ходе "круглого стола" под названием "Мэр города – самая опасная должность в России" чиновники областного правительства, члены Общественной палаты и сотрудники прокуратуры.

Член Общественной палаты Московской области, секретарь Федерального политсовета партии "Союз правых сил" Борис Надеждин считает, что "лидерство" Подмосковья по числу убийств мэров городов и глав муниципальных образований связано с несколькими причинами. "Подмосковье – самый крупный регион, где главы муниципальных образований выбираются народом. Убийство человека, избранного народом, а не назначенного сверху, вызывает большой резонанс в обществе. Когда гибнет московский назначенный чиновник, это не вызывает такого резонанса, как после гибели избранного чиновника в области", – отметил Надеждин. В то же время, по статистике на назначенных чиновников совершаются покушения гораздо чаще: в год погибает порядка тысячи чиновников, добавил он. Сейчас Госдума рассматривает возможность отмены выборов глав администраций в Московской области, но после этого смертность не уменьшится, "просто об этом будут меньше писать". Вторая объективная причина – земля. "Если в других регионах заказные убийства касаются в значительной степени предпринимателей и связаны с переделом рынков – на Кавказе водочных, в Ханты-Мансийске – нефтяных и газовых, то в Подмосковье главным ресурсом региона является государственный ресурс – проще говоря, дорогая земля. Гибель и Найденова, и Доркина каким-то образом связана со строительством, землеотводами. Просто нам досталось время передела собственности. Только когда все участки будут застроены, станет гораздо меньше рисков для подмосковных чиновников", – считает Надеждин.

Как сообщил участвовавший в заседании начальник отдела по расследованию особо важных дел, убийств и бандитизма прокуратуры Московской области Андрей Марков, следствие по делу об убийстве главы администрации подмосковного Троицка Найденова будет возобновлено в ближайшее время, а следствие по делу об убийстве главы города Дзержинского Доркина "активно продолжается". Выдвинут ряд рабочих версий, в том числе и связанных со служебной деятельностью убитого.

При этом ни в прокуратуре, ни в милиции не знают, как защитить мэров от убийц: приставить по милиционеру к каждому невозможно (в Подмосковье 400 глав муниципальных образований и 5000 районных депутатов). Да и вообще стражи порядка, как водится, жалуются на нехватку людей – по словам Маркова, штат отдела по расследованию особо важных дел в областной прокуратуре начитывает 25 человек, а уголовных дел в производстве – более 40. В районах, по его информации, на одного следователя приходится в среднем 5-6 дел, но есть и такие, которые ведут одновременно по 10 и более дел.

У Надеждина есть своя версия того, почему правоохранительные органы не могут похвастаться особыми успехами на ниве раскрываемости, и эта версия связана с "аффилированностью правоохранительных органов, то есть местных структур – МВД и прокуратуры районного масштаба, с теми фирмами, которые, собственно говоря, видимо, вовлечены в эти процессы". Отец убитого 15 мая 2003 г. мэра Троицка Вадима Найденова, Николай Найденов, в свою очередь, утверждает: власть в городе после убийства сына перешла к криминалу, а правоохранительные органы в раскрытии этого дела не заинтересованы, намерено тормозя следствие. Дело по факту убийства Найденова было три раза возбуждено и три раза приостановлено. "Убийство связано с криминальной обстановкой в городе. К Вадиму приезжали, землю просили. Он много раз говорил: "Отец, под криминал не лягу". Ему стали угрожать, обстреляли на мосту", – рассказал Николай Найденов. По его мнению, Вадим Найденов погиб именно из-за "золотой" подмосковной земли, отстояв-таки несколько сотен гектаров, которыми распоряжался Подольский район. "Видно это кому-то не понравилось. Отношения между руководством Подольска и Троицка после этого случая стали не совсем положительными, и это могло сказаться на случившемся", – добавил Найденов.

Мэр Дзержинского Виктор Доркин, последняя жертва этой "войны" (его расстреляли 31 марта на детской площадке возле дома), по утверждению коллег, тоже пытался противостоять власти криминала в своем районе. И при этом не пользовался охраной, считая, что ему ничего не угрожает в родном городе.

Глава города Жуковского Виктор Мосолов был убит 13 июня 1996 г. в подъезде своего дома, убийство не раскрыто. 22 июня 1999 г. запертым в своем гараже с тремя огнестрельными ранениями был найден 60-летний Валентин Кудинов, глава города Дедовска Истринского района. Убийц также не нашли. В апреле 2002 г. глава Озерской районной администрации Владислав Сащихин был взорван в своей машине. В июне того же года был застрелен первый заместитель мэра Подольска Петр Забродин. Следствие установило, что преступление организовал директор пищевого комбината Александр Фокин с целью устранить конкурента в предвыборной кампании на должность городского главы. Мэром Подольска Фокин все-таки стал, но через пару лет ему предъявили обвинение в организации убийства. Кроме того, выяснилось, что это преступление покрывалось начальником Подольского УВД. В ноябре 2005 г. арестованный Александр Фокин был найден повешенным в камере Матросской Тишины. 15 марта 2003 г. утром у подъезда своего дома был застрелен 43-летний Вадим Найденов, мэр Троицка. Главной версией следствия является его конфликт с авторитетными бизнесменами по поводу условий застройки городских земель. В ноябре 2004 г. погиб – по данным следствия, "в результате ДТП" – глава Чеховского района Геннадий Недосека. Он был найден мертвым в сгоревшем автомобиле.

По словам депутата горсовета Троицка Владимира Зуева, главная причина происходящих бесчинств – отсутствие реальной власти на местах. "Как только человек избирается на должность главы муниципального образования, он тут же подвергается всевозможному давлению со стороны местного и соседнего криминала и различных финансовых элит. Непрекращающийся передел собственности только усугубляет ситуацию. При этом государство не дает никакой защиты против такого сильного давления. В итоге одни соглашаются, другие – противятся, а третьи лавируют. Вот и получается: одних убивают, на других заводят уголовные дела, а третьи пока не попали в эту печальную статистику", – подчеркнул он.

У Бориса Надеждина в этой связи свой рецепт: "Чем меньше государственное регулирование вопросов связанных с экономикой в стране в целом и на уровне местного самоуправления в частности, тем меньшему риску будут подвергаться чиновники. Тем меньше будет зависеть бизнес от их решений". Но, к сожалению, отметил Надеждин, в России сейчас наблюдается обратная тенденция.

Выбор читателей