Останкинская башня может стать огненным факелом

Останкинская телебашня может в любой момент вспыхнуть, обрекая на страшную смерть 20 тыс. человек. Пожарные эксперты считают, что спастись из плена многометрового факела практически невозможно, потому что здание устарело




Недавно, когда случился пожар в главном здании МГУ, все с удивлением узнали, что, оказывается, монументальное строение, которое уже гордо справило свой полувековой юбилей, порядком обветшало. То, что когда-то было чудом техники и инженерной мысли, не обновлялось столько лет, что в итоге безнадежно устарело. В таком случае рано или поздно неминуемо случится трагедия.

Такая же ситуация, пишет газета "Московский комсомолец", наблюдается в другом, не менее известном символе столицы – Останкинской башне. Она однажды уже горела, и никто не может гарантировать, что это страшное происшествие не повторится. Наоборот, если увидеть "нутро" известной телевышки, трудно будет потом убедить себя в том, что она не вспыхнет в любой момент, как гигантская спичка на фоне московского пейзажа.

Большая часть техники, которая, за неимением лучшего, все еще продолжает обеспечивать бесперебойную работу российского телевидения, сделана еще в середине прошлого века, в аккурат после войны. Отдельной оды заслуживают допотопные емкости, наполненные сжатым фреоном, которые в незапамятные времена использовались для пожаротушения. Теперь они сами – потенциальный источник возгорания, поскольку могут взорваться в любой момент.

Электротехника, которая предназначена для обеспечения бесперебойного питания телевышки, находится глубоко внизу, в засекреченном подвале. Жаль, что он держится в тайне, потому что, если бы туда ходило побольше людей и бывали они там почаще, кто-нибудь уже поднял бы тревогу на весь свет. Ни о каких компьютерах и речи не идет. Аппаратура, которой пользуются тут, не только морально устарела – устарел сам принцип ее действия. Тем не менее, вся эта рухлядь исправно пропускает через себя электрический ток, который питает все телевещание страны, и может запылать от одной случайно проскочившей искорки. Чудо, что этого до сих пор не произошло.

Если же Останкинскую башню вновь охватит пламя, экраны миллионов телевизоров по всей стране перестанут что-либо показывать. Но это – еще не самое страшное последствие, которое может вызвать пожар на мегателевышке. В ее помещениях каждый день находятся 20 тыс. человек, которые в случае огненного ЧП с высокой степенью вероятности погибнут.

С пожарной безопасностью в Останкино дело обстоит еще хуже, чем с модернизацией техники, если только это можно себе представить. "Пожарооборонпром" в своем отчете полуторамесячной давности формулирует эту особенность легендарного строения как "сильно ограниченные возможности спасения людей". Если расшифровать суховатый канцелярский оборот, то выжить при пожаре в Останкино можно разве что по счастливой случайности.

В башне, несмотря на ее высоту, нет системы автоматических пожарных лестниц, систем очистки коридоров от дыма и элементарных огнеупорных клапанов, которые должны сдерживать огонь от распространения по всем помещениям. Зато есть легковоспламеняющаяся отделка лестничных клеток, которая не даст людям спуститься с верхних этажей, множество запутанных коридоров-лабиринтов и крутые лестницы, на которых и тихим шагом голову сломишь. Более того, если пожарные вознамерятся потушить пылающую башню, то им не позволит это сделать принципиальное отсутствие специального лифта для пожарных подразделений.

Еще один "бонус" для огненной стихии – скромно притулившаяся буквально в 20 м от башни автозаправочная станция. Никто и не заметил, как и когда она появилась, но теперь ее уже не убрать. А опасность она представляет нешуточную, ведь на прилегающей к Останкино территории вообще ничего подобного находиться не должно.

На вопрос о том, как же так произошло, что одно из самых известных строений Москвы не соответствует никаким критериям пожарной безопасности, можно ответить лишь одно: в 1967 г., когда оно строилось, и критерии были другими, и аппетиты телевизионных потребителей мощности гораздо ниже. Теперь же для восстановления прежней надежности оборудования и инженерных конструкций требуются огромные денежные вложения. Но бюджет практически игнорирует эту проблему, а прибыль, которую администрация Останкино получает от коммерческих каналов, уходит на какие-то минимальные меры и зарплату сотрудникам. На капитальный ремонт этих денег так очевидно не хватает, что никто и не помышляет об этом.

Так что если в один ужасный день экран телевизора встретит вас красноречивым отсутствием картинки, не злитесь на работников телевидения, пожалейте их – кто знает, какая страшная судьба ждет их в коварных стенах Останкинской башни-ловушки.

Выбор читателей