Российские самолеты спасут мир

РФ и Германия разработали проект мобильной спасательной группы, в которую войдет российский самолет-амфибия Бе-200. Но таких лайнеров всего три, и, спасая мир, мы можем оказаться без своих лесов


Фото: beriev.com



VIII Международная аэрокосмическая выставка ILA-2006, закончившаяся на прошлой неделе в Берлине, прошла буднично и по-немецки основательно. Не случилось скандалов, подогревающих интерес публики к такого рода мероприятиям, не было подписано крупных контрактов на поставку самолетов и вертолетов. Президент России, несмотря личное приглашение канцлера Германии Ангелы Меркель, не появился на салоне. Да и сама Меркель, в отличие от предыдущих германских канцлеров, впервые в истории немецких авиавыставок не присутствовала на торжественном открытии ILA-2006.

Поэтому зрители, участники салона и журналисты, жаждавшие сенсаций, были немного разочарованы. Жалкие потуги немецкого бизнесмена Франца Зедельмайера в очередной раз арестовать за мифические долги нашей страны российский самолет Ту-204-300 и другую отечественную авиатехнику на скандал не тянули. Во-первых, эта акция проходила настолько незаметно, что большинство из российских участников выставки о ней даже не знали. Да, кто-то ходил у наших самолетов и якобы переписывал их номера. Но данная информация ничем не доказана, а Ту-204-300 спокойно вылетел из Берлина, правда, чуть раньше запланированного времени. Во-вторых, берлинское правосудие в свое время запретило накладывать арест на принадлежащую частным лицам гражданскую авиатехнику за долги государства и на военные самолеты и вертолеты по гражданским искам. Так что российской экспозиции ничто не грозило.

Теперь о контрактах. Российские официальные лица с гордостью говорили о том, что их на выставке заключена масса. Однако контракт российского ФГУП "ММПП "Салют" и немецкой компании MTU Friedrichshafen на поставку отдельных деталей для авиадвигателей на сумму несколько миллионов долларов едва ли можно назвать крупным. Да, европейские компании Airbus, EFW и российские корпорации НПО "Иркут" и РСК "МиГ" подписали на ILA-2006 меморандум о создании совместного предприятия по переделке пассажирских самолетов А320/330/340 в грузовые. По мнению российской стороны, годовой оборот нового предприятии после выхода на полную мощность в 2015 г. составит почти $300 миллионов. Однако за десять лет многое может измениться. К тому же не определен рынок сбыта таких самолетов, и может оказаться, что их переделка станет "золотой", если не будет заказов. Кроме того, россиянам, прежде чем заниматься конвертацией пассажирских самолетов в грузовые на своей территории, потребуется затратить почти $30 млн на подготовку производства в подмосковных Луховицах и обучение персонала в соответствии с международными стандартами и требованиями. Необходимо сертифицировать и само производство по этим стандартам, что тоже потребует миллионов долларов. И еще неизвестно, как на это мероприятие посмотрят европейские профсоюзы, которые пристально следят за сохранностью своих рабочих мест.

ЗАО "Гражданские самолеты "Сухого" заключило на салоне несколько контрактов с немецкими компаниями на поставку технологического оборудования для самолетов RRJ, в частности, одного пятикоординатного фрезерного станка с ЧПУ на сумму 3,32 млн евро и другого оборудования для производства этих лайнеров объемом 8,05 млн евро. Однако все эти сделки говорят не о расширении сотрудничества России с западными странами, а об убогости нашего станочного парка, с которым новых самолетов не построишь.

Следует отметить, что западные фирмы на салоне также ничем не блеснули. Все крупные контракты на поставку самолетов были подписаны ранее. Уже не такое ошеломляющее впечатление произвел европейский пассажирский гигант А-380. Правда, у российских участников его появление вызвало очередной приступ ностальгии: почему Россия, великая авиационная держава, как твердят наши авиационные чиновники, не смогла построить такой самолет?

Не стал откровением и показ легкого многофункционального истребителя МиГ-29ОВТ (с отклоняемым вектором тяги). По утверждению наших авиачиновников, он "обещает стать в перспективе весьма востребованным на внешнем рынке боевым авиационным комплексом". Но любой модернизированный самолет 4-го поколения никогда не приблизится к западным истребителям 5-го и 6-го поколения.

Что приятно удивило – так это экспозиция Роскосмоса, где были показаны российские новинки: навигационный космический аппарат "ГЛОНАСС-К" последнего поколения, спутники связи "Экспресс-АТ" и "Экспресс-АК", модель стартового комплекса для новой ракеты-носителя "Союз-СТ" на космодроме Куру во Французской Гвиане.

Живейший интерес участников вызвали два космических аппарата разработки самарского КБ "Прогресс" – своеобразные орбитальные лаборатории, которые могут состыковаться с МКС, а затем вновь уходить в автономный полет на 3-4 месяца. В течение этого времени в автоматическом режиме на борту станций будут проходить эксперименты в области микрогравитации, прикладных и биотехнологий. Результаты экспериментов будут отправляться на Землю с помощью малогабаритных спускаемых капсул. Общий срок работы таких орбитальных лабораторий составит не менее 5 лет. Их запуск в рамках новой Федеральной космической программы предусмотрен в 2012-2015 годах.

По утверждению пресс-секретаря Роскосмоса Игоря Панарина, большой интерес представляют спутники космической системы поиска и спасения "КОСПАС-САРСАТ". Эти аппараты могут найти свое применение при создании уникальных международных сил быстрого реагирования, предназначенных для тушения пожаров, проведения спасательных операций на море при катастрофах и авариях, кораблекрушениях, борьбы с загрязнением морских и океанских акваторий. Создание таких сил может быть реализовано только при объединении усилий ряда крупных государств. Эту идею поддержал и президент России, который, выступая в Италии еще в 2003 г., заявил, что будет правильным и полезным иметь в структурах Евросоюза группировку российских самолетов Бе-200. На салоне же данное предложение получило свое практическое продолжение.

Как заявил на выставке директор департамента международной деятельности МЧС РФ Юрий Бражников, первым шагом может стать "Глобалавиаспас" – мобильная спасательная группа, проект которого разработали Россия и Германия. В нее будет входить летающий госпиталь бундесвера на базе самолета А310, российские Ил-76 с вертолетами поисково-спасательного класса Bo.105 и ВК-117 на борту и самолет-амфибия Бе-200 для тушения пожаров. "Это хороший проект для таких крупных катастроф, как землетрясения, или как недавнее цунами в Юго-Восточной Азии. Пришло понимание того, что для катастрофы не существует границ, нет ни таможни, ни пограничников, никакого контроля. Если она приходит, то приходит, невзирая на национальность, вероисповедание, политический строй", – заявил глава МЧС РФ Сергей Шойгу на презентации проекта.

Совместная спасательная группа может начать свою работу уже в конце этого года в Италии на учении "Лацио-2006" в формате Совета Россия–НАТО, когда будут решены все юридические формальности. Однако, как отметил Ю.Бражников, в соответствии с двусторонней договоренностью между Россией и Германией, она в случае необходимости может быть задействована уже сейчас для ликвидации последствий каких-то катастроф. Немного настораживает, что пока в России построено всего три самолета Бе-200, и, спасая мир, мы можем оказаться без своих лесов. Правда, согласно разработанной схеме, самолеты, входящие в состав группы "Глобалавиаспас", будут базироваться на аэродромах в своих странах (Германия и Россия) и, в случае необходимости, оперативно вылетать в зону катастрофы. Но вот куда в первую очередь вылетят наши самолеты, это большой вопрос!

Выбор читателей