Государство возьмет на прицел деньги россиян

Возможно, что уже в будущем году банки обяжут извещать государственные органы о тех, кто совершает сделки на крупные суммы. И выводы из этой информации будут делать те, кому их следует делать по закону




Не утихает в государстве Российском борьба с отмыванием денег. Как сообщил в ходе конференции, посвященной противодействию легализации преступных доходов и поддержки терроризма, заместитель председателя комитета Госдумы по кредитным организациям и финансовым рынкам Анатолий Аксаков, о тех, кто совершает сделки на крупные суммы, государству станет известно, а уж выводы из этой информации будут делать те, кому их следует делать.

"Новые Известия" сообщили, что уже в будущем году банки должны будут информировать государственные органы о каждой операции частных лиц, которая превышает 15 тыс. руб., включая обмен валюты. По словам Аксакова, именно такую норму планируется прописать в новом законе. Зампред думского комитета отметил, что сначала планировалось установить верхнюю планку на уровне $20 тыс., то есть на уровне существующего сегодня официального ограничения в 600 тыс. руб., однако в ходе подготовки законопроекта было решено установить меньшую сумму.

Кроме того, кредитным организациям будет предоставлено эксклюзивное право расторгать договоры с клиентами, достаточно будет лишь подозрения банка о том, что с деньгами клиента "что-то не так". И причину появления такой достаточно жесткой меры объяснила газете директор Департамента финансового мониторинга и валютного контроля ЦБ РФ Елена Ищенко. По данным Департамента, практически все банки (95%) в прошлом году были пойманы на операциях с "нехорошими" деньгами. За прошлый год у 14 банков была отозвана лицензия, еще 284 банка были оштрафованы, а 238 кредитных организаций получили в итоге запрет на осуществление некоторых видов банковской деятельности. При этом против 22 руководителей банков были возбуждены уголовные дела.

В общем, банки пытаются оградить себя от опасных клиентов, поскольку, по словам председателя комитета по противодействию легализации доходов, полученных преступным путем, Ассоциации российских банков (АРБ) Александра Галкина, "правовых инструментов для борьбы с сомнительными операциями нет". Выходит, что практически все банки в России работают как "прачечные".

Разные мнения существуют на этот счет. Так, например, заместитель руководителя Федеральной службы по финансовому мониторингу Дмитрий Скобелкин считает, что среди тех, кто так или иначе нарушает законодательство, есть такие банки, которые не являются организаторами и активными участниками сомнительных операций – клиенты подводят. А вот президент АРБ Гарегин Тосунян уверен в том, что "многие банки работают неадекватно и заслуживают таких санкций". "Заниматься прополкой наших рядов от недобросовестных членов необходимо, - приводят "НИ" слова г-на Тосуняна. - Другое дело, нельзя допустить, чтобы эти действия нервировали банковское сообщество".

Все идет к тому, что "антиотмывочное" законодательство будет ужесточено. Выступая в минувший понедельник в Совете Федерации, председатель Конституционного суда РФ Валерий Зорькин предложил за подобные преступления, включая коррупцию и финансовую поддержку терроризма, ввести конфискацию имущества, причем, как для физических, так и для юридических лиц. Впрочем, идея с конфискацией явно требует тщательной проработки. Газета приводит слова советника главного правового управления администрации президента Владимира Михайлова, который считает, что от конфискации государству толку мало: "У нас до сих пор четко не прописано, кто занимается конфискацией имущества. По данным специалистов, только от 4 до 7% доходов от конфискации имущества идет в доход государства".

Проблемой борьбы с легализацией сомнительных доходов мировая общественность озаботилась еще в конце 80-х гг. прошлого века, пишет ZRPRESS.ru. Тогда, по оценкам специалистов, "отмывалось" порядка полутора триллионов долларов. Была создана международная организация, призванная бороться с подобным явлением в мировом масштабе – FATF. В 2001 г. из-за того, что Россия не оказывала содействия FATF, она была занесена международным сообществом в "черный список".

Понятно, что зачисление в список мировых "прачечных" автоматически повлекло наложение целого ряда экономических санкций. Некоторым российским олигархам было предложено "по-хорошему" забрать деньги из ведущих банков мира, а в Соединенных Штатах под особый контроль взяли все без исключения сделки граждан России. Именно поэтому в 2002 г. в России вступил в действие закон № 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма". Соответственно, в УК РФ появились две статьи, предусматривающие виновным лицам штрафные санкции до миллиона рублей и наказание в виде лишения свободы на срок до 15 лет. В 2003 году Россия стала полноправным членом FATF.

Но вернемся к сделкам, сумма которых превышает 15 тыс. рублей. Как считает сам г-н Аксаков, "невозможно отследить все операции такого объема". Глава думского комитета по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству Павел Крашенинников поддержал своего коллегу и пояснил, что в случае принятия таких ограничительных мер "граждане будут держать деньги не в банках, а в стеклянной банке". "Если мы хотим отпугнуть людей от нашей банковской системы, тогда эти действия правильны", - заявил депутат.

Выбор читателей