О судьбе Приднестровья спросят у народа

Отделение Черногории от Сербии, а также новый этап переговоров о статусе автономного края Косово вызвали всплеск политических страстей в непризнанных республиках на территории бывшего СССР




Отделение Черногории от Сербии, а также новый этап переговоров о статусе автономного края Косово вызвали всплеск политических страстей в непризнанных республиках на территории бывшего СССР. Вчера лидер Приднестровской Молдавской Республики (ПМР) Игорь Смирнов заявил, что референдум в регионе, на который могут быть вынесены вопросы об отношениях с СНГ и Россией, а также о будущем ПМР, пройдет не позже сентября.

На пресс-конференции в Тирасполе Смирнов сказал, что "референдум нужен, и он пройдет обязательно". Подготовка к нему уже началась в соответствии с предусмотренными процедурами. Лидер ПМР пояснил, что это значит. Референдум объявит Верховный Совет непризнанной республики. Формулировку вопросов, которые будут предложены жителям Приднестровья, также прорабатывают депутаты Верховного Совета, а инициатором плебисцита будет президент, как это и положено по Конституции.

Смирнов ссылается на пример Черногориии говорит о том, что "проведение референдума становится нормой при разрешении конфликтов". По его мнению, нет другого пути, кроме как спросить у народа о том, как он хотел бы развивать свое общество.

При этом Смирнов, конечно, очень рассчитывает на поддержку России, видя в ней гаранта защиты демократического устройства в Приднестровье, и считает, что у непризнанной республики есть шансы войти в российскую рублевую зону. Такая возможность, заявил он, появилась после подписания на прошлой неделе протокола об экономическом сотрудничестве с Россией. Приднестровье надеется, что этот документ станет важным шагом на пути прорыва экономической блокады. И чем больше будет там предприятий с российским капиталом, тем активней будет идти экономическая интеграция с нашей страной.

Проблему экспорта приднестровских товаров на российский рынок стороны уже согласовали. Единственный нерешенный вопрос связан с транзитом через территорию Украины. Но этот вопрос "пока не с кем решать", так как приходится ждать, пока на Украине появится действующее правительство.

Между тем в Молдавии весьма неодобрительно отзываются о контактах российских политиков с властями Приднестровья. И пытаются свести их на нет. Пока безуспешно. Но если Кишинев заручится поддержкой Киева, экономические связи РФ и ПМР будут затруднены. Даже гуманитарную помощь Россия может доставить в Тирасполь лишь с согласия украинских властей. А без такой помощи экономическая ситуация в ПМР продолжает оставаться критической.

Конечно, если Москва пойдет на принцип, гуманитарную помощь будут доставлять по воздуху. В свое время именно так американцы поставляли продукты, медикаменты и предметы первой необходимости в заблокированный Западный Берлин. Но у России нет лишних денег, авиаперевозки слишком дороги, да и стоит ли вообще непризнанная республика таких усилий. Решать этот сложный вопрос придется в Кремле. И пока трудно сказать, захочет ли Москва обострять отношения с Киевом и Кишиневом ради сохранения геополитического влияния на Приднестровье.

В то же время на Смоленской площади ломают голову, стараясь найти универсальную формулу решения подобных конфликтов, позволяющую не потерять наиболее верного своего союзника в лице Армении и при этом не испортить окончательно отношения с Азербайджаном. Сделанное в среду в Баку министром обороны РФ Сергеем Ивановым заявление о возможности размещения "в обозримом будущем" миротворческого контингента в зоне армяно-азербайджанского конфликта в Нагорном Карабахе – наглядное тому свидетельство.

Возможность размещения миротворцев предусмотрена одним из обсуждаемых сторонами нагорно-карабахского конфликта компонентов урегулирования, пояснил глава управления информации МИД Азербайджана Таир Тагизаде. И официальный Баку надеется, что ввод миротворческого контингента в зону конфликта позволит Азербайджану восстановить контроль над территориями, потерянными в ходе боевых действий.

Миротворческий контингент в зоне карабахского конфликта не должен состоять из представителей стран региона, а также сопредседателей Минской группы ОБСЕ (Россия, США и Франция). Но в Нагорном Карабахе не соглашаются на ввод вооруженных сил даже нейтральных стран, справедливо опасаясь, что в результате может быть поставлен ультиматум о признании его автономии в составе Азербайджана. Степанакерт с такой постановкой вопроса категорически не согласен, он требует признания своей независимости, добытой не только военным, но и юридическим путем. Если же при вмешательстве третьих сил Азербайджан попытается вернуть себе контроль над территорией бывшей автономной области, то хрупкое перемирие в зоне карабахского конфликта, которое продолжается уже более 12 лет, может быть нарушено. И тогда не избежать новой кровавой бойни с непредсказуемым исходом. Причем в военные действия наверняка будет втянута и армия Армении. Да и России вряд ли удастся остаться в стороне, даже если ее вооруженные силы и останутся нейтральными. Тысячи добровольцев с российским гражданством поедут в Карабах и возьмут в руки оружие, чтобы помочь своим соотечественникам, и отрицать этот факт Москве не удастся.

Вот почему депутат Госдумы, директор Института стран СНГ Константин Затулин призывает с осторожностью подходить к решению вопроса о вводе миротворцев в Нагорный Карабах. По мнению депутата, "прежде чем пойти на этот шаг, нам нужно оценить, насколько это соответствует нашей внешнеполитической стратегии и обязанностям перед армянской стороной". Непродуманные действия могут привести к тому, что России придется в спешном порядке выводить свою военную базу из Армении, что для нашей страны было бы большой потерей, так как это последняя российская база не территории Закавказья. "Кроме того, опыт грузино-абхазского и грузино-осетинского конфликта показывает, что если одна из сторон ведет себя агрессивно, а именно так действует Грузия, то миротворцы несут потери - это тоже надо принимать во внимание", – сказал Затулин.

Наконец, в Анкаре в среду было объявлено о проведении встреч с армянскими дипломатами, в ходе которых предпринимаются попытки нормализации двусторонних отношений между Турцией и Арменией. А это значит, что дипломатические отношения между двумя странами, которые до сих пор не установлены, могут наладиться, после чего проблемы Закавказья будут решаться вообще без участия России.

Министр обороны Сергей Иванов признал, что таких горячих точек, как Нагорный Карабах, в мире год от года становится не меньше, а больше. "И это вызывает сожаление", – сказал министр. Однако Иванов использует неправильную терминологию. Речь идет не о горячих точках, а о так называемых "замороженных конфликтах". Их число, кстати, может быть сокращено до минимума, если Россия во всеуслышание объявит о своей политической воле – готовности признать независимость Абхазии, Южной Осетии, Нагорного Карабаха и Приднестровья в том случае, если Европа признает независимость края Косово.

Если же Европейский Союз и США согласятся, что конфликт на Балканах надо урегулировать без нарушения территориальной целостности Сербии, то и остальным стремящимся к независимости территориям придется искать дипломатические пути решения своих проблем. А иначе "замороженные конфликты" могут вновь превратиться в "горячие точки", что нежелательно и для российских, и для европейских политиков.

Выбор читателей