"Люди в черном" заслонили собой игру

Главной темой на ЧМ в последние дни стало судейство. Этот вопрос выходит на первый план в тех случаях, когда об игре сказать, собственно, нечего


ФОТО: AP



Да, ребята, с надеждами на высокую результативность, чувствую, придется расстаться. Не хотят забивать, не хотят... Что себе думают, на кого надеются, неужто только на бразильцев? Те-то, конечно, кудесники, спору нет, но за всех разве назабиваешь? Так что печальная традиция последних чемпионатов, по всей видимости, будет продолжена, и средняя результативность вновь упадет на несколько сотых. Так, глядишь, лет через 20 будет уже меньше двух голов за матч…

Вот потому главной темой в последние дни стало судейство. Такое, естественно, бывало и раньше: на чемпионатах мира действия арбитров очень часто становятся поводом для жарких дискуссий. Но обратите внимание на четкую закономерность: судейский вопрос выходит на первый план в тех случаях, когда об игре сказать, собственно, нечего.

Вы можете вспомнить что-нибудь, связанное с судьями, в матчах с участием Германии, Аргентины, Бразилии? Едва ли. Зато игру этих команд, уверен, помните хорошо. Игра-то отменная! Ну а если по ходу арбитр принял пару-тройку сомнительных решений, где-то ошибочно оценил тот или иной эпизод, где-то свистнул не в ту сторону – какое это имеет значение? Ведь даже в матче Австралия – Хорватия грубая ошибка Грэма Полла, показавшего по ошибке три желтые карточки Шимуничу, прошла, по сути, незамеченной: игра-то была какая сумасшедшая!

А что вы будете вспоминать о матче Италии с Австралией, кроме удаления Матерацци и совершенно "левого" пенальти на последней секунде? Ничего. Потому как Италия в очередной раз продемонстрировала полнейшую индифферентность и отсутствие какой-либо игры. Вновь приходится констатировать: не хотят итальянцы играть – ни в равных составах, ни в большинстве, ни в меньшинстве... Австралийцы, многократно уступающие им по классу и к тому же лишившиеся из-за травмы своего лучшего игрока Кьюэлла, а из-за дисквалификации потеряв самого полезного и активного Эмертона, переигрывали их весь матч, как могли. Правда, переиграть так и не смогли, но это уже другой вопрос.

В общем, повторю, неслучайно разговоры сейчас идут преимущественно о судействе. Вот, скажем, все кому не лень принялись обсуждать Иванова. Даже Блаттер, что уж совсем не подобает президенту ФИФА, набросился на него, заявив, что самому судье следовало показать за работу желтую карточку. Эти слова, по всей видимости, решат судьбу нашего арбитра, которого, скорее всего, мы больше на чемпионате не увидим. Обидно, и вовсе не потому, что Иванов прекрасный судья и единственный в российском футболе (считая всех вовлеченных в этот процесс – и игроков, и тренеров, и арбитров) мастер мирового класса. Обидно лишь потому, что не дело Блаттера оказывать давление на судейский комитет.

Назначением судей и оценкой их деятельности занимается в ФИФА отдельная структура (как занимается – другое дело), которая не должна слушать никого извне. Точка зрения любого постороннего лица, даже такого высокопоставленного, как Блаттер, в данном случае является лишь частным мнением. Но попробуй пропустить его мимо ушей!

Даже Беккенбауэра журналисты пытались привлечь к дискуссии об Иванове. Но Кайзер Франц – человек куда более тонкий и деликатный, чем Блаттер, а потому обвинениями и лозунгами бросаться не стал. Прежде всего, он отметил, что Иванов – судья высочайшего уровня, и добавил лишь, что был несколько озадачен поспешностью, с которой тот начал карать игроков за провинности. В общем, умело ушел от темы, обсуждать которую не считал подобающим.

И вот уж что самое интересное: конкретных претензий по существу вопроса никто Иванову не предъявляет, мол, тут желтую карточку не по делу показал, там красную. Более того, некоторые призывали даже к дополнительным наказаниям игроков. Как было, в частности, с Фигу, боднувшим Ван Боммеля. В ФИФА направили запрос: а не следует ли за этот проступок наказать португальца дисквалификацией?

Ситуацию был вынужден прояснить руководитель пресс-службы ФИФА Маркус Циглер. "О каком наказании может идти речь? – вопросил он на специально созванной по такому случаю пресс-конференции и далее сообщил: - Игрок уже был наказан, получил предупреждение, и судья в своем рапорте это указал. ФИФА же вмешивается только в тех случаях, когда нарушение ускользнуло от внимания арбитра и осталось безнаказанным. Но это – не тот случай".

Вот и спрашивается: какие после этого могут быть претензии к Иванову? В каком из эпизодов он должен был воздержаться от предъявления желтой карточки? Мне лично на память приходит лишь второе предупреждение Деку, которое тот получил за задержку мяча после остановки игры. Но суровым это наказание кажется лишь потому, что для Деку-то предупреждение стало вторым и привело к удалению. В других же ситуациях "горчичник" за подобный проступок не считается необоснованным – и за меньшую провинность нередко карают.

Ладно, оставим Иванова в покое. Пусть продолжают муссировать эту тему те, кому больше не о чем сказать. Мне же остается выразить надежду на то, что у нас все-таки еще появятся другие темы, связанные непосредственно с игрой. Надежда, понятно, умирает последней. Но, может быть, в данном случае ей вообще удастся остаться в живых?

Выбор читателей