До наступления в стране "часа Х" остались сутки

С 1 июля вступают в силу сразу несколько нововведений, которые напрямую затрагивают интересы граждан и довольно существенным образом меняют жизнь нескольких отраслей экономики




Первый день июля, "переломный" момент года – традиционное время вступления в силу законодательных актов, принятых в течение весенней сессии Госдумы. Правда, обычно эти изменения проходят незаметно: население больше увлечено дачно-отпускными хлопотами. Однако в текущем году депутаты постарались на славу и приурочили к 1 июля сразу несколько нововведений, которые напрямую затрагивают интересы граждан и довольно существенным образом меняют жизнь нескольких отраслей экономики. О каждом из них в отдельности "Yтро" уже не раз писало, но в преддверии "часа Х" нелишним будет напомнить, какие же перемены ожидают нас с завтрашнего дня.

Наиболее заметным событием предстоящих выходных, разумеется, следует признать отмену платы за входящие звонки для пользователей мобильных телефонов. Не успев обрести реальные черты, реализация принципа "платит звонящий" уже вызвала недовольство сотовых операторов и неоднозначную реакцию в обществе. Как ни старались мобильные компании добиться от властей приемлемого для себя тарифа в $0,05 за приземление трафика со стационарных аппаратов, министерство связи осталось непреклонным (чего, впрочем, и следовало ожидать) и установило практически минимальную ставку в $0,035.

По уверениям чиновников, столь жесткая позиция продиктована прежде всего интересами потребителей. Однако сами потребители в большинстве своем глубоко убеждены в том, что социальная ответственность бизнеса в России на сегодняшний день – не более чем красивые слова PR-специалистов, а, следовательно, упущенную прибыль операторы переложат на плечи абонентов. В результате за мобильную связь платить придется не меньше, чем прежде, но к этим расходам прибавятся еще и траты на звонки с фиксированного телефона. И хотя пока практически все участники рынка в один голос заверяют, что будут всячески стараться избежать увеличения стоимости исходящих звонков, де-факто это уже происходит, правда, в несколько завуалированном виде. Так, например, МТС под видом "планомерного перевода деятельности компании на взаиморасчеты с абонентами в рублях" установило фиксированный курс доллара, который почти на два рубля превышает реальный текущий курс американской валюты. Кроме того, "сотовики" пересматривают существующие бонусные системы.

Тем не менее резкого повышения платы за исходящие звонки ожидать все-таки не стоит: в "шоковой терапии" не заинтересован никто. Да и операторам, прежде чем предпринимать какие-то более радикальные шаги, потребуется время на то, чтобы оценить обстановку и сделать соответствующие выводы. Так что первое время россияне, возможно, действительно смогут немного порадоваться "халяве". Особенно повезло владельцам прямых номеров, точнее, их родным и знакомым – до 1 января 2007 г. звонки на такие телефоны с городских будут оставаться бесплатными и для звонящего.

Еще одна причина введения Calling Party Pays, озвученная представителями министерства, – создание равных условий для операторов сотовой и фиксированной связи. Внедрение платы за исходящие звонки на сотовые телефоны поможет фиксированной связи развиваться более активно, полагают они. Однако, по мнению некоторых аналитиков, введение CCP может, наоборот, привести к расширению абонентской базы сотовых операторов – ведь платить за вызов отныне придется в любом случае, и это может стимулировать тех, кто до сих пор в целях экономии отказывался от приобретения мобильного телефона, идти в ногу со временем.

Другая заметная (причем, в данном случае в буквальном смысле этого слова) тенденция последних дней – опустевшие полки винных отделов продовольственных магазинов – этакий призрак времен дефицита, памятных тем, кто успел родиться во времена СССР. Дело в том, что завтра заканчивается срок, отпущенный новым "алкогольным" законом на реализацию импортной продукции со старыми акцизными марками. Готовясь к печальному событию, магазины постарались избавиться от "балласта" путем тотальной распродажи. Впрочем, аттракцион невиданной щедрости устроили далеко не все. Многие сетевые магазины предпочли не особо усердствовать со скидками, а просто заранее оставили в продаже только по две-три бутылки каждого наименования, вернув остальное поставщикам. Как бы то ни было, новые поставки заграничного спиртного ожидаются лишь к середине июля, нормализуется ситуация к осени, а полностью насытить рынок, по мнению его участников, удастся только к Новому году. Необходимые для работы в ЕГАИС аппаратно-программные средства, по данным таможенных органов, пока что имеют чуть более половины импортеров из примерно 120 ранее работавших на рынке. На сегодняшний день в Россию уже ввезено 4,11 млн единиц алкогольной продукции, маркированной акцизными марками нового образца (напомним, продукция с новыми марками стала поступать с апреля), что составляет порядка 4% от объема, ввезенного за аналогичный период прошлого года – тогда было импортировано более 100 млн бутылок. При этом, по словам экспертов, ввезенные напитки в основном крепкие и дорогие.

Сейчас в коридорах власти решается вопрос о возможности перемаркировки до конца 2006 г. бутылок со старыми марками. Если этого не произойдет, отрасль, по оценкам некоторых специалистов, потеряет порядка $300 миллионов. Приплюсуем к ним ранее причиненный ей ущерб в $600-700 млн из-за запрета грузинских и молдавских вин, и получится миллиард американских "президентов" – весьма впечатляющая цифра. Помимо денежных потерь алкогольный рынок наверняка лишится целого ряда мелких и средних компаний-дистрибьюторов, не выдержавших таких финансовых потрясений. Зато велика вероятность активизации поставщиков контрафактной продукции и производителей различных суррогатов.

Что же касается потребителей, помимо риска покупки некачественного спиртного, им грозит ощутимое повышение цен на легальную продукцию – как минимум на 5-10%. Надо же участникам рынка как-то компенсировать свои потери. А временное отсутствие товара на прилавках в данном случае работает на продавца – устанавливать новую цену на вновь завезенный товар, как известно, проще, чем повышать стоимость того, что постоянно мозолит глаза покупателей.

На фоне вышеназванных нововведений слегка подзабылось еще одно, особенно актуальное именно в выходные, которые многие свободные от прополки грядок граждане наверняка предпочтут провести перед голубыми экранами. Так вот, с завтрашнего дня, согласно новому закону "О рекламе", который, опять же, вступает в силу с 1 июля, должно, в частности, сократиться время телевизионных рекламных блоков на 20% – с 15 до 12 минут в час. Пустячок, как говорится, но приятно. Зато представители рекламного бизнеса ничего приятного в новом регулирующем отрасль документе не видят и не оставляют надежд добиться его изменения. Однако с учетом того, что Госдума уходит на летние каникулы, до осени страна может расслабиться и понаблюдать за тем, как отразятся на ней все предстоящие перемены.

Выбор читателей