Нефть спасает россиян от самоубийства

Статистика за текущий год показала, что число самоубийств в России по сравнению с 2005 г. заметно снизилось. Психологи связывают эту тенденцию с экономической стабильностью, курсом рубля и нефтяным потоком




Беспристрастная статистика показывает, что экономика удивительным образом вмешивается в вопросы человеческой жизни и смерти и одинаковым образом способна влиять и на то, и на другое. Например, в этом году экономическая стабильность настолько положительно сказалась на умах и чувствах жителей России, что эффект не заставил себя ждать: количество самоубийств неуклонно снижается. Причем этот процесс, коренным образом отличающийся от происходящего ранее, стал заметен только в последнее время.

Интересными данными мы обязаны Федеральной службе государственной статистики, сотрудники которой и нарисовали новую кривую суицидов в нашей стране. Специалисты объясняют тот факт, что она за последнее время резко устремилась вверх, экономической ситуацией. Основными факторами, как предполагается, стали стабилизация национальной валюты, возросшие доходы и благоприятная перспектива.

Директор Научного центра суицидов НИИ психиатрии им. Сербского Владимир Войцех связывает сокращение числа самоубийств с …нефтью: "Если говорить о причинах снижения, то я думаю, что это связано со стабилизацией жизни общества. Это нефть. Если канал нефти перекроется, то жить снова станет хуже и количество самоубийств вновь вырастет", - сказал ученый.

Пресс-секретарь Госстата Григорий Симанович сообщил, что позитивные изменения коснулись и двух российских столиц. Например, за начальный период текущего года в Москве лишили себя жизни 289 человек, а за аналогичное время в прошлом году – 326 человек. Такая же тенденция прослеживается и в Питере: прошлогодние 233 жертвы суицида сменились нынешними 176. Между тем именно многочисленное население мегаполисов является группой повышенного риска среди тех, кто потенциально склонен к самоубийству.

По сравнению с предыдущими годами качественный состав столичных самоубийц претерпел некоторые изменения. Традиционно к добровольному расставанию с жизнью наибольшую склонность проявляют подростки и старики, но теперь к этой печальной компании присоединились представители так называемого "среднего" класса, которые, как пояснил начальник отдела экстренной психологической помощи Московской службы психологической помощи населению Комитета по делам семьи и молодежи Москвы Сергей Тиунов, становятся заложниками высокого темпа жизни, связанного с бизнесом, и страдают от синдрома "эмоционального выгорания".

О психологических проблемах "белых воротничков" корреспонденту "Yтра" поведала Галина Викторовна Леонтьева, заместитель начальника отдела психологической помощи Московской службы психологической помощи населению: "Они находятся в режиме постоянной гонки за результатом. Очень сложно приходится, если в компании не созданы психологически комфортные условия работы, условия для расслабления (дома отдыха, совместные мероприятия, занятия фитнесом). Но сейчас таких организаций мало, и человек не чувствует себя социально защищенным (мало кто предоставляет тот же соцпакет, например). Сейчас на этом экономят, поэтому люди вынуждены работать, не имея возможности расслабиться". Важным фактором, по словам Г.В. Леонтьевой, является стереотип, которым до недавнего времени руководствовалось население нашей страны: "У нас быть здоровым не было престижным. Люди старались не следить за здоровьем, а получать льготы и выбивать инвалидность. В последнее время тенденции изменились, и молодежь относится к этому иначе".

Психологи предупреждают обладателей солидного достатка, которые тоже беззащитны перед эмоциональными травмами. Они, оказывается, даже более склонны переживать по любому поводу, связанному со своими доходами, а таковых, судя по всему, представляется немало. Даже незначительное изменение курса доллара может повергнуть некоторых в безысходное отчаяние, уверена психолог центра "Мир вашего "я" Ольга Меженина. Кстати, люди обеспеченные, которые, казалось бы, могут позволить себе воспользоваться услугами лучших психологов и психиатров, как ни странно, этого избегают. Их отталкивает стереотип советского времени: поход к целителю души – признак ненормальности или, в лучшем случае, слабости.

Статистика суицидов касается не только социальных, но и национальных групп. Самая благоприятная ситуация складывается в Ингушетии, Дагестане и Северной Осетии. Психологи объясняют это тем, что там до сих пор в силе традиционные семейные ценности, и поддержка родных и близких играет судьбоносную роль в выборе между жизнью и смертью. На противоположном полюсе находится Корякия, где число суицидов на 100 тыс. человек составляет 133,5. Похожие показатели – у Республики Коми, Алтая и Ненецкого округа.

Выбор читателей