Изгнание бесов закончилось ударом в ухо

Корреспондент "Yтра" наблюдал процедуру изгнания дьявола – зрелище одновременно и страшное, и смешное. Одержимый получил от священника посохом по голове, а бес так и остался в нем сидеть




Мне не раз приходилось слышать или читать об экзорцизме – изгнании бесов из одержимых, процедуре для большинства весьма загадочной и обрастающей подчас мрачными подробностями. Поэтому, когда представилась возможность своими глазами наблюдать изгнание бесов, я сразу же согласился.

Звонок в область. В телефонной трубке страшный треск, отца Серафима (назовем его так) почти не слышно. "Можно приехать-то?!" – кричу в трубку. На другом конце через несколько секунд раздается короткое: "Приезжай сегодня". Отбой, разговор окончен.

Ехать от Москвы довольно далеко, но не глухомань, селения по дороге попадаются часто. Искомое село стоит совсем близко к трассе. В конце улицы на горочке белеет церковь; по склонам горочки – кресты сельского погоста. Штукатурка времен царя Гороха на церковном здании местами обсыпалась. Со стороны входа в храм стоит одноэтажный домик из пеноблоков. Это и есть скромное жилище священника.

Батюшка высок ростом, уже немолод. Он поглаживает рукой бороду и почти не смотрит на меня. "Это вы из газеты звонили? Ну, проходите, там вас встретят", – равнодушно махнул рукой в сторону домика. Встречают. На крыльце сидит кошка с котенком; в узкой прихожей натыкаюсь на тощего человека без возраста в черной одежде – "работника здесь", как он сам представился.

Священник все в той же задумчивости прошествовал в храм, а мы с работником присели у маленькой печки в прихожей. За окном дождь, и церковный трудник Виктор Иванович, пришедший к необходимости уйти от мира пару лет назад, начинает среди меня ликбез. Оказывается, с дьявольским отродьем воюют далеко не в каждом приходе. Старец такой-то принимает бесноватых в Оптиной пустыни; батюшка под Сергиевым Посадом почти каждую неделю отчитывает, и попасть туда можно каждому; еще один священник служит в почти заброшенной церкви посреди леса в Ивановской области – "к нему с бесами "Икарусами" едут", ну и тому подобное. Под перечисление иерархии гонителей бесов глаза мои постепенно закрываются...

"Привезли!" – вдруг оживляется Виктор Иванович и выглядывает наружу. На дворе двенадцатый час ночи, холодно. К храму подъехала машина. Из нее выходят двое, но разглядеть их впотьмах невозможно. "Почему же ночью?" – интересуюсь я. "Так ведь ночью молитва в три раза сильнее", – отвечает работник.

Порываюсь идти в храм, но оказывается, изгнание будет в этом самом домике. Дело в том, что когда бесноватых много, то, по словам моего собеседника, они дерутся друг с другом. А вот когда одержимый один, то он часто начинает громить церковную утварь, иконы, поэтому батюшка предпочитает отчитывать в закутке.

Моего нового знакомого посылают за подмогой: в деревне живут несколько мужчин, которых время от времени зовут держать бесноватых. Пока есть свободная минута, начинаю выспрашивать священника о предстоящей отчитке. Отец Серафим подтверждает: к нему обращаются достаточно часто. Почти каждую неделю кто-нибудь приезжает. Подобные услуги, естественно, нигде не рекламируются, работает "сарафанное радио". Никаких денег за отчитку платить не полагается, но несут все.

"И как же человек чувствует одержимость?" – допытываюсь я. "Обычно бес вселяется в человека, отдалившегося от церкви, не соблюдающего посты и обряды, – отвечает батюшка. – У него все хорошо, жизнь идет как по маслу, но вдруг он чувствует сильное уныние. Многие из таких не могут зайти в церковь – начинается головная боль. Вообще, если в кого вселился бес, то нечистый непременно даст о себе знать". Отчитка, по словам о.Серафима, это служба св. Василию Великому. Канон ее установлен в стародавние времена. Как понять, изгнан бес или нет? "Очень просто. У меня есть крест-мощевик, с частицами мощей святого из Иерусалима. Если после службы одержимый сможет приложиться к кресту, значит, бес вышел".

Наконец, приходят трое деревенских мужиков. Входит в домик и наш испытуемый. Встреть я его на улице – никогда бы не поверил в его одержимость. Неприметный парень лет 25, в кроссовках, джинсах с привокзального базара и спортивной кофте. А приехал он с отцом, между прочим, аж с Украины, из Днепропетровска.

В доме обнаруживается прямоугольная комната с небольшим иконостасом у восточной стены. Процедура начинается. Священник встал за кафедру напротив иконостаса; метрах в пяти от него бесноватый, рядом его отец. На диване в углу – трое заспанных мужчин из деревни, около двери в прихожую – я и Виктор Иваныч. Настоятель начал читать, и тут же с днепропетровским приезжим стало происходить нечто странное. Правда, на первый взгляд, не такое уж и страшное, просто непонятное. Парень чуть наклонил корпус вперед, стал подергиваться всем телом, а потом подпрыгивать. В фильмах одержимые дьяволом часто начинают говорить страшным голосом, но этот ничего такого не продемонстрировал. Вокруг себя тоже ничего не ломал, хотя одно окно в комнате настоятеля, по данным трудника, вынес как раз предыдущий бесноватый.

Минут через десять у одержимого наступает фаза активности. От подпрыгиваний он переходит к хаотическим движениям. Размахивает руками в сторону священника, приближается к нему, пытается обхватить... Скрипит диван, мужчины наваливаются на "взбесившегося" и держат за руки. Еще минут десять мужики с унылым видом висят на руках парня. Потом хватка, видимо, ослабевает. Случается непредвиденное...

Монотонное чтение молитв прерывает крик. Ополоумевший молодой человек освободился от пут и медленно прет на священника. Отец Серафим успевает обернуться, в один момент группируется, хватает деревянный посох, прислоненный к кафедре, и превентивно, по касательной легонько стукает парня по голове. Словно чародей волшебной палочкой заколдовывает мальчика. Одержимый от неожиданности останавливается и замолкает, с удивлением взирая на батюшку. Присутствующие соглашаются, что бес сильный, но закончилось все очень даже мирно.

Вызывают на всякий случай "скорую". Машина приезжает через полчаса. Врачи ругают за бесполезный ночной вызов, констатируют синяк на ухе – ничего серьезного. Парень спокоен и безучастен. Настоятель, по-моему, расстроен, наверное, потому что изгнание явно не задалось.

По возвращении в город меня продолжал занимать вопрос, что же я все-таки увидел. Знакомый психолог Владимир Тимофеев работает с депрессивными состояниями. По его мнению, бесов нет, а есть внушаемые люди с неуравновешенной психикой. Внешне могут никак не отличаться от остальных. Если в картине мира внушаемого присутствует психический феномен "вселения беса", то это "вселение" вполне может произойти. Тогда "бесноватый" начинает действовать по нормативному сценарию. Раз бесам нельзя входить в церковь – значит будет болеть голова при входе в нее, а коли им положено активизироваться на отчитке – люди и "бесятся". Если это кому-то помогает выйти из депрессии, то ради бога, пускай "отчитывают", резюмирует Тимофеев, но в описанном случае настоятель скорее усугубил душевное расстройство молодого человека.

Юристы смотрят на произошедшее со своей колокольни. Отчитка по формальным признакам относится к религиозным обрядам. Если ее проводят с согласия отчитываемого и силами зарегистрированного религиозного объединения, то все законно. Действия о.Серафима могут трактоваться как нанесение легких телесных повреждений, но возбуждение дела в подобных случаях происходит только по инициативе пострадавшего.

А в это самое время наш одержимый вместе с отцом дожидаются повторного сеанса у некоей доброй бабушки из деревни, согласившейся их приютить. Второй раз я на это смотреть не хочу.

Выбор читателей