Мусульмане защищают право на джихад

Речь Папы Римского, во время которой он процитировал византийского императора, критиковавшего ислам, вызвала волну протестов в мусульманских странах. Эксперты опасаются повторения "карикатурных войн"


ФОТО: AP



Бенедикт XVI, сам того не желая, наступил на датские грабли. Цитация императора Палеолога обернулась громким скандалом, который теперь не скоро уляжется. Кое-кто уже называет волнения в арабских странах "новой карикатурной войной". Впрочем, карикатуры имеют к нынешним событиям косвенное отношение. Связи между событиями зимы 2006-го и недавним выступлением Папы нет – хотя бы потому, что в первом случае оскорбление было намеренным, а во втором – если даже и было, то непрямое, в кавычках.

Теперь все по порядку. Двенадцатого сентября Папа Бенедикт XVI держал речь перед университетской аудиторией у себя на родине, в Германии. Говоря об исламе, понтифик счел нужным сослаться на византийского императора Мануила II Палеолога, 600 лет назад написавшего следующее: "Покажите мне, что нового принес Мухаммед, и вы увидите вещи только злые и бесчеловечные, такие, как его указания мечом распространять веру, которую он проповедовал". Жесткая критика исламского джихада.

Прежде, чем произнести эти слова, Папа дважды предупредил: сейчас будет цитата, цитата. Однако такой гарантии беспристрастности оказалось мало. Через некоторое время в арабских странах начались митинги протеста. Журналисты анонсировали "беспорядки и насилие". В секторе Газа тысячи манифестантов с классическими табличками, на которых уже значилось слова "Аллах" и "наша война", окружили здание парламента Палестинской автономии.

Мусульманский мир (вернее сказать, исламские активисты) воспринял отсылку к Палеологу как "новый крестовый поход". "Крестовый поход" – излюбленное словосочетание иракских экстремистов, когда же этот эпитет берут на вооружение простые верующие, ситуация получается действительно неприятная.

Требуют, естественно, извинений. Палестинцы призывают Папу "пересмотреть свое заявление и прекратить нападки на исламскую религию, последователями которой являются полтора миллиарда человек". Нельзя сказать, что это требование рационально, поскольку "пересмотреть заявление" означает пересмотреть труд шестисотлетней давности. В те дни пророки были ближе, да и религии конфликтовали несколько иначе.

Ватикан отвергает все обвинения и заверяет мусульман в том, что Папа вовсе не пытался унизить или устыдить ислам. Единственной его целью было, так сказать, набросить мост, пригласить мусульманский мир к диалогу без экстремизма. Еще там, в университете, понтифик, процитировав Палеолога, добавил: насилие "несовместимо с верой и претит человеческой душе".

Однако эта ремарка не имела должного эффекта. Возмущение докатилось даже до "квазисветской" Турции, куда Папа планирует приехать в ноябре сего года. Депутат турецкого парламента заявил, что Бенедикту после такого поступка "обеспечено место в истории. Место рядом с такими личностями как Гитлер и Муссолини".

Бенедикт XVI, в свою очередь, сожалеет, что его речь задеть чувства мусульман. Госсекретарь Ватикана кардинал Тарчизио Бертоне передает слова понтифика: "Святой отец очень сожалеет, что некоторые выражения в его речи могли оскорбить чувства мусульманских верующих".

Выбор читателей