В Тирасполе творится демократия

В воскресенье в Приднестровье прошел народный референдум. Жителям республики предстоит решить, верен ли курс Тирасполя на независимость и следует ли ПМР присоединяться к Молдавии


ФОТО: AP



В воскресенье в Приднестровье стартовал народный референдум. Триста восемьдесят девять тысяч шестьдесят один человек решает нынче судьбу республики – по крайней мере, столько имен значится в списках для голосования. Вопросов всего два:

1). Поддерживаете ли Вы курс на независимость Приднестровской Молдавской республики и последующее свободное присоединение Приднестровья к РФ?

2). Считаете ли Вы возможным отказ от независимости Приднестровской Молдавской республики с последующим вхождением в состав Молдавии?

Для того, чтобы референдум был признан состоявшимся, требуется, как обычно, 50-процентная явка плюс один голос. К вечеру воскресенья стало известно, что этот порог преодолен. Результаты станут известны Yтром 18 сентября. Все 262 избирательных участка открылись в 7:00 по местному времени и проработали весь день в штатном режиме, в спокойной обстановке. Никаких эксцессов приднестровский Центризбирком пока не наблюдал.

За день до референдума международные наблюдатели, съехавшиеся в Тирасполь, давали пресс-конференции – говорили о европах и демократиях, европеизации и демократизации, обсуждали западное видение проблемы ПМР. Вот, например, что говорит представитель Международного экспертного центра избирательных систем Александр Геранд: "Приднестровье в глазах западных читателей существует как страна с неопределенным статусом, не имеющая каких-либо норм и правил". Ему вторит Татьяна Резник из Центральной европейской группы политического мониторинга: "На Западе… очень скупо освещается становление государственных структур и процессы демократизации региона". Именно поэтому, считают эксперты, необходимо предоставлять европейской аудитории максимально подробную информацию - иными словами, полноценную хронику, а не однобокую сводку.

Наблюдатель от Европарламента Люк Мишель также выступил 16 сентября в Международном пресс-центре Тирасполя. "Россия - неотъемлемая часть Европы", а Приднестровье – вполне оформившееся государство со здоровой политкультурой и "прямой демократией", считает Мишель. Под "прямой демократией" он понимает демократию в чистом виде, без классификационных приставок "русская" или "приднестровская". Классификация тут вообще – гиблое дело – есть государственный строй, и он, по мнению мсье, везде один – в Брюсселе ли, в Тирасполе, в Милане.

Западные наблюдатели ставят перед собой сразу две задачи – и Мишель, и его коллега из Италии Альберто Аскари, и бельгийский эксперт Жан-Пьер Вандерсиммен, а также многие другие стараются не только следить за тем, как приднестровцы выбирают себе будущее, но и присматриваться и к настоящему, сегодняшнему Приднестровью.

Вот что видит господин Аскари: "Приднестровье хотят сравнить со странами третьего мира, но мы видим своими глазами, что это не так. Ситуация здесь вполне спокойная. Здесь живут спокойные, приветливые люди. В европейских столицах полицейских больше, чем на улицах Тирасполя".

Так в европейском спокойствии протекает народный референдум Приднестровья. Что из всего этого выйдет – мы узнаем в понедельник.

Выбор читателей