Шахматный мир ждет настоящего чемпиона

Во время матча за звание абсолютного чемпиона мира по шахматам за россиянином Владимиром Крамником и болгарином Веселином Топаловым судьи будут ходить везде. Даже туалет они будут посещать с сопровождающими




Двадцать первого сентября в столице Калмыкии Элисте состоялась церемония открытия матча за звание абсолютного чемпиона мира по шахматам между "классическим" чемпионом - россиянином Владимиром Крамником - и чемпионом мира по версии ФИДЕ, сильнейшим по рейтингу гроссмейстером мира болгарином Веселином Топаловым.

Впервые за последние тринадцать лет мир должен получить единственного легитимного чемпиона. Напомним, что в 1993 г. шахматный король Гарри Каспаров взбунтовался против слишком высоких, по его мнению, финансовых требований Международной федерации шахмат (ФИДЕ) и вышел из состава этой организации. Чемпионский матч против англичанина Найджела Шорта "великий и ужасный Гарри" убедительно выиграл, но уже под эгидой им же созданной Профессиональной шахматной ассоциации (ПША). ФИДЕ ответила проведением матча между Анатолием Карповым и Яном Тимманом, который завершился победой российского шахматиста. С тех пор в шахматном мире наступила анархия, а каждый из двух чемпионов мира считал себя единственно законным.

Менялись чемпионы, менялось руководство ФИДЕ, но ситуация не улучшалась. Каспарова по классической ветке сменил Владимир Крамник, обыгравший тринадцатого чемпиона в 2000 г. в Лондоне. Тогда Крамник явил собой образец феноменальной подготовки к конкретному матчу и к конкретному сопернику. Он действительно был готов просто потрясающе и по ходу поединка диктовал свои условия. Поскольку в контракте на матч не было оговорено право на реванш, то от повторного поединка с Каспаровым новоявленный чемпион вполне резонно отказался. Через четыре года Крамник, про которого стали уже говорить, как про узурпатора чемпионского титула по классической ветке, сыграл чемпионский матч с венгром Петером Леко, завершил его вничью и сохранил в своих руках корону. Затем в игре российского гроссмейстера последовал провал, связанный с резко пошатнувшимся после баталии с Леко здоровьем.

Слабые результаты на крупнейших турнирах дали возможность многим специалистам говорить о том, что Крамник уже не вернется на былые позиции. Однако Владимир сумел это сделать. Шахматную Олимпиаду в Турине он провел просто блестяще, показав абсолютно лучший результат на первой доске, однако наша сборная своего лидера не поддержала. Затем он в своем стиле, сыграв исключительно по ситуации, выиграл супертурнир в Дортмунде, поделив очки с Петром Свидлером, но опередив соотечественника по дополнительным показателям. В общем, Крамник вернулся по-настоящему и доказал, что чемпионы просто так свое место никому не уступают.

Тем временем в параллельном чемпионском розыгрыше по версии ФИДЕ Анатолий Карпов сначала защитил свой титул в матче против Гаты Камского, а затем наступила эпоха так называемых нокаут-чемпионов – победителей турниров, вошедших в моду при Кирсане Илюмжинове, сменившем на посту президента ФИДЕ уже состарившегося Флоренсио Кампоманеса. Конечно, возраст - далеко не главная причина, по которой Кампоманес покинул свой пост, но темная сторона деятельности Международной федерации шахмат – тема для другой заметки. Ни один из нокаут-чемпионов, за исключением, может быть, индийца Вишванатана Ананда, не пользовался в шахматном мира таким авторитетом, как чемпионы "классические" – ни Александр Халифман, ни Руслан Пономарев, ни Рустам Касымджанов.

ФИДЕ нужен был настоящий чемпион, который мог бы стать ключевой фигурой для объединения шахматного мира. Таким чемпионом мог стать Каспаров, помирившийся с Международной федерацией шахмат, но его запланированные матчи с Пономаревым и Касымджановым так и не состоялись по ряду причин. Однако в шахматном мире появилась фигура, о которой стали говорить не меньше, чем о завершившем карьеру "великом и ужасном". Речь идет о болгарине Веселине Топалове, за последние два года продемонстрировавшем просто феноменальный скачок результатов. Он и раньше входил в пятерку сильнейших шахматистов мира, но не выделялся среди остальных. В последние два года Топалов выиграл большинство турниров, в которых принимал участие.

Но главное, он выиграл самый важный пока турнир в своей карьере – чемпионский турнир в аргентинском Сан-Луисе с участием восьми сильнейших гроссмейстеров мира. Топалов стал чемпионом мира по версии ФИДЕ, причем просто разгромил всех своих конкурентов. Кирсан Илюмжинов, наконец, получил, "своего" настоящего чемпиона. Правда, про болгарина тут же поползли слухи, что он пользуется незаконной компьютерной поддержкой во время партий с помощью специальных устройств. Слухи эти росли как снежный ком, а Топалов не оправдывался. Не считал нужным это делать. Он в любом случае стал сильнейшим гроссмейстером мира и по результатам, и по рейтингу, а шахматный мир замер в ожидании: неужели состоится матч и за абсолютное чемпионство?

Действительно, теперь это стало реальностью, хотя после своей победы в Сан-Луисе Топалов с согласия менеджера Сильвио Данаилова несколько раз публично заявлял, что не будет играть с Крамником, поскольку тот недостоин противостоять ему. Но в итоге контракт был подписан, и соперники уже прилетели в Элисту, где 23 сентября состоится первая партия. Всего этих партий будет двенадцать (с классическим контролем времени), а если понадобится, то два чемпиона сыграют и в быстрые шахматы, и в блиц, и во "внезапную смерть" (если потребуется, конечно).

Эксперты и букмекеры оценивают шансы соперников как равные. Прогнозов на матч – масса. Международный гроссмейстер Константин Сакаев в интервью журналу PROспорт заявил, что если оба соперника покажут все лучшее, на что способны, то победит россиянин, поскольку его шахматный потенциал выше, а понимание игры глубже. Но в таких поединках решающую роль могут сыграть мельчайшие нюансы, такие, например, как не слишком удачное освещение. Или воздействие колдуна. Кстати, Топалов привез с собой в Элисту представителя этой странной профессии. Крамник же предпочел привезти хорошего повара, поскольку ему после затяжной болезни нужно соблюдать особую диету.

Чтобы не было никаких кривотолков о незаконном использовании компьютеров, организаторы предприняли все возможные меры: заглушили все радиосигналы в игровом зале, установили специальные детекторы, отгородили гроссмейстеров от зрительного зала специальным односторонним стеклом, сквозь которое болельщикам все видно, а шахматистам не видно ничего, приставили к ним судей, которые обязаны следовать за участниками матча везде. Даже в туалете. Не дай бог, какая подсказка из писсуара последует. А если серьезно, то в возможность проведения этого матча верили немногие. Теперь, когда он стал реальностью, остается дождаться 13 октября, когда мир узнает абсолютного чемпиона мира. И уже тогда сомнений в том, кто действительно лучше всех играет в шахматы, совсем не останется.

Выбор читателей