Страшные тайны "Сахалина-2"

Эксперты сходятся на одной версии: Россия хочет потеснить иностранцев в сфере добычи нефти и газа на своей территории. Причем не только в рамках проекта "Сахалин-2"




Росприроднадзор серьезно взялся за Сахалин. Замглавы ведомства Олег Митволь, размявшись на подмосковных коттеджных застройщиках, переключился на борьбу с нефтегазовыми концернами, которые, оказывается, тоже осуществляют свое строительство с нарушениями природоохранных норм. Серьезные претензии есть у него к сахалинским проектам добычи нефти и газа, особенно к "Сахалину-2", у которого недавно вообще отобрали экологическое разрешение на строительство. "Проект надо останавливать, потому что то, что сделано сейчас, надо перекладывать", - заметил Митволь, находясь на днях с инспекцией на Сахалине. Потом, правда, он пояснил, что имел в виду не остановку проекта в целом, а лишь прекращение строительства трубопровода, не удовлетворяющего требованиям экологической безопасности.

И все бы ничего – ну, строили с нарушениями, ну, запретили строительство, – если бы речь не шла о крупнейшем в России нефтегазовом проекте с участием иностранных инвесторов мирового уровня. Проект "Сахалин-2" возник более 12 лет назад: в 1994 г. было подписано соответствующее Соглашение о разделе продукции (СРП). От имени России выступали правительство страны и администрация Сахалинской области. Основными участниками оператора проекта (компании Sakhalin Energy) являются британо-голландская Royal Dutch/Shell (45%), японские Mitsui (25%) и Mitsubishi (20%). Они осваивают Пильтун-Астохское и Лунское месторождения на шельфе Сахалина, извлекаемые запасы которых оцениваются в 150 млн т нефти и 500 млрд кубометров газа. В рамках проекта запланировано строительство завода по сжижению природного газа мощностью 9,6 млн т в год.

Помимо того, что этот проект чрезвычайно важен для России (он значительно увеличит экспортный потенциал нашего ТЭК, способствует развитию Дальнего Востока), его продукция очень востребована на рынках Азиатско-Тихоокеанского региона. "Мы весьма удовлетворены тем, что сахалинская нефть уже поступает на зарубежные рынки, а среди будущих потребителей российского сжиженного природного газа с Сахалина окажется Япония, Республика Корея, Китай, США, Мексика и другие страны АТР", - говорил глава российского МИД Сергей Лавров на состоявшейся на днях международной конференции "Нефть и газ Сахалина". По его словам, сахалинские проекты обеспечат "врастание России в интеграционные процессы в северо-восточной Азии и АТР в целом" и внесут "существенный вклад в поддержание стабильности в регионе".

Но столь радужные перспективы – как назло! – нарушило российское природоохранное ведомство. Восемнадцатого сентября Минприроды РФ на основании прокурорского протеста отменило собственный приказ трехлетней давности, которым утверждалось заключение государственной экологической экспертизы второго этапа проекта "Сахалин-2". Sakhalin Energy, конечно, тут же выступила с заявлением, что это-де "может иметь крайне негативные последствия для проекта и для России". Компания подчеркнула, что будет добиваться "урегулирования данной ситуации и сохранения доверия зарубежных потребителей энергоресурсов в Японии, Корее и Северной Америке, перед которыми Sakhalin Energy имеет контрактные обязательства начать поставки в 2008 году". Но, видимо, придется эти обязательства нарушить: Митволь взялся за дело серьезно. И хотя российское руководство уверяет, что не собирается отзывать лицензию на "Сахалин-2" (как и на ряд других проектов с иностранным участием, к которым "имеются претензии"), но реализация проекта будет, как минимум, значительно задержана.

Природоохранная подоплека этого дела очевидна: экологи давно бьют тревогу по поводу сахалинских проектов, и особенно – "Сахалина-2". Там было допущено множество нарушений экологических требований: расположение нефтяных платформ в местах обитания редких и исчезающих видов флоры и фауны, выброс грунта, извлеченного при бурении скважин, прямо в море, прокладка нефтепровода в сейсмически опасных районах и так далее. Характерно, что экологи уже не раз выигрывали в суде иски против Sakhalin Energy. Им даже удалось добиться того, что компания – ценной колоссального увеличения сметы проекта – отвела маршрут морской части нефтепровода от пастбища китов. Для этого экологам пришлось действовать через банки, кредитующие строительство (в частности, ЕБРР): те приостановили кредитование, акции Sakhalin Energy упали в цене и компания вняла рекомендации экологов. Но в целом ни исправить, ни остановить проект они не смогли. Два года назад экологи даже вчинили иск самому российскому правительству – по поводу необоснованности выданного им экологического разрешения по "Сахалину-2". Это дело они, разумеется, проиграли.

Но вот теперь начались удивительные вещи: Минприроды само отменило свое экологическое разрешение, по поводу которого судились с ним экологи. Более того, правительственные чиновники "взяли на вооружение" все аргументы экологов против данного проекта и даже удосужились лично ознакомиться с творящимся там беспределом. Конечно, эти метаморфозы "официальной линии" вызвали множество вопросов, в том числе, у зарубежных партнеров. Действительно, СРП было заключено 12 лет назад, проект реализуется уже четыре года и до сих пор, с точки зрения российских властей, там не было проблем – все экологи придумывали. И вдруг проблемы образовались, причем, не только в процессе строительства, но и на уровне давно утвержденной проектной документации! Как это понимать?

Зарубежные эксперты сходятся практически на одной версии: Россия хочет потеснить иностранцев в сфере добычи нефти и газа на своей территории. Причем не только в рамках проекта "Сахалин-2", но и в других аналогичных ему, то есть разрабатывающихся на основе СРП. Например, Ковыктинского, где участвует ВР, или Харьягинского, доставшегося французской Total.

Иностранцам, дескать, прозрачно намекают, что если они пустят в эти проекты "Газпром" или "Роснефть", то проблем у них будет меньше. В том числе и с экологами. Российские нефтегазовые компании уже достаточно окрепли для того, чтобы показать, кто в доме хозяин. Кроме того, условия СРП, заключенного в середине 1990-х гг., уже не очень-то удовлетворяют российскую сторону. Ведь оно подразумевает, что иностранные компании, разрабатывая российские месторождения, сначала компенсируют свои инвестиции в проект, а затем уже начинают делиться с государством. То есть Россия начнет ощущать пользу от СРП только через семь, а то и через 15 лет после начала его реализации.

Другое дело – если запустить в этот проект какой-нибудь государственный концерн, хотя бы и с небольшим пакетом акций. Прибыль пошла бы в казну гораздо раньше, а этот концерн увеличил бы свою капитализацию. Такие соображения наверняка присутствуют и в сахалинском деле. Более того, уже появилась информация, что участники проекта готовы поделиться с "Газпромом": японские компании отдадут 5% своей совокупной доли, голландцы – 20%, что обеспечит российской компании блокирующий пакет…

Как бы там ни было на самом деле, пока идет вся эта закулисная возня, шишки сыплются на головы независимых экологов, которые инициировали дело против Sakhalin Energy: продались, дескать, "Газпрому", потворствуют амбициям "энергетической сверхдержавы"!.. Вообще, российским экологам не позавидуешь, у них трудная судьба. В борьбе за сохранение природы нашей необъятной страны им приходится биться с мощными и малопрозрачными вертикально-интегрированными топливными гигантами. Причем государство, как правило, оказывается на стороне последних, а значит, чаще всего приходится противостоять и государству. Мало того: экологов то и дело обвиняют в том, что они защищают не природу, а интересы тех или иных добывающих компаний в их бесконечной конкурентной борьбе (как и на этот раз). Обвинения выдвигаются зачастую взаимоисключающие: если экологи выступили против российской компании, значит, они спонсируются из-за рубежа и вообще являются западными шпионами, а если против иностранного концерна, то они – "орудие Кремля" и занимаются (по выражению "Коммерсанта") "политэкологией". Таким образом, им достается как от российских властей, так и от нефтегазовых концернов - то наших, то иностранных, и даже от зарубежной общественности, которая обычно очень симпатизирует экологам. Все это наводит на мысль, что они действительно борются за интересы природы – против всех. И даже умудряются побеждать (ведь отвели же трубу от Байкала!). Но не их вина, что эту благородную борьбу время от времени кто-то использует в своих корыстных интересах.

Выбор читателей