Лекарств становится все меньше

Нехватка лекарств для льготников является прямым следствием неэффективного управления программой ДЛО, уверяют известные врачи России. Деньги, выделенные государством, расходуются быстро, а препаратов не хватает




Деньги, выделенные государством на программу ДЛО (дополнительного лекарственного обеспечения), расходуются за считанные месяцы, а лекарств для льготников тем не менее катастрофически не хватает. Член бюджетного комитета Госдумы Павел Воронин обратился в Генпрокуратуру с требованием установить и привлечь к ответственности виновных в злоупотреблениях и нарушениях закона при исполнении программы ДЛО. В своем депутатском запросе на имя генпрокурора Юрия Чайки он приводит факты, свидетельствующие, по его мнению, о том, что чиновники Росздравнадзора, возглавляемого Рамилом Хабриевым, осуществляя закупки лекарств для ДЛО, лоббируют интересы отдельных фармацевтических компаний.

В частности, по данным Воронина, компании-участники в ДЛО на 2007 г. были определены волевым решением руководства Росздравнадзора, а не по итогам открытого конкурса, как того требует федеральное законодательство. Результатом отсутствия конкуренции в ДЛО, работу которого курирует замглавы Минздравсоцразвития Владимир Стародубов, стало неоправданное удорожание медикаментов, поставляемых в регионы. "Если открыть реестры Росздравнадзора, то можно увидеть, что цены производителя в них выше, чем цены в аптеках", - сказал в интервью "Коммерсанту" руководитель отдела стандартизации в здравоохранении НИИ общественного здоровья ММА им. И. М. Сеченова Павел Воробьев.

Как уверяют эксперты, из-за такого неэкономного подхода к закупке лекарств в 2007 г. может снова не хватить бюджетных денег, выделенных на приобретение препаратов по ДЛО (на эти цели предполагается выделить от 40 до 50 млрд руб.) Покрывать недостачу, возможно, придется из Стабилизационного фонда. По крайней мере, глава Пенсионного фонда Геннадий Батанов этого отнюдь не исключает. Чтобы минимизировать расходы, список лекарств, выделяемых льготным категориям граждан про программе ДЛО, был сокращен Росздравнадзором почти на 600 позиций. Из него исключили препараты для больных ВИЧ-инфекцией, туберкулезом, гемофилией, онкозаболеваниями, рассеянным склерозом и т.д. Такая экономия уже вызвала острую реакцию. "Из списка ДЛО в этом году вычеркнули группу препаратов для амбулаторного лечения лейкозов, и как эти больные будут лечиться, не понятно, - говорит Павел Воробьев. - Есть и масса других вопросов, на которые найти рациональные ответы невозможно. С целью сократить расходы вычеркнули далеко не самые затратные препараты. Понятно, что никто не делал соответствующего статистического анализа. Ведь стоит только начать подводить экономическую базу, сразу мутная вода становится прозрачнее".

Свои вопросы к Росздравнадзору есть и у Общества защиты прав потребителей (ОЗПП) "Общественный контроль". Согласно данным ОЗПП, 25-30% выделяемых на закупку лекарств для льготников средств уходит на оплату услуг дистрибьюторов, а попросту говоря посредников. И это при том, что во всем мире стоимость таких услуг не поднимается выше 7%, обычно находясь в пределах 2-3%. По мнению председателя "Общественного контроля" Михаила Аншакова, программа снабжения льготников лекарствами управляется неэффективно.

О нерасторопности ответственных госслужащих Минздравсоцразвития и Росздравнадзора говорит и президент Российской академии медицинских наук Михаил Давыдов: "Росздравнадзор, которому поручено проводить реформы, практически превратился в филиал Торгово-промышленной палаты. Строится некий торговый вариант решения проблемы с лекарствами: государство выделяет деньги, а они закупают препараты за рубежом. Это бесперспективный путь. Россия должна иметь свою доктрину развития лекарственной отрасли, но в Минздравсоцразвития вообще нет той идеи, чтобы страна имела собственную фармацевтическую промышленность", - считает академик.

Выбор читателей