Подводный беглец из Союза всплыл у берегов Финляндии

Питерский умелец, избороздивший Неву и береговые воды залива в своей миниатюрной подлодке, готовится к путешествию по европейским акваториям. Вот, говорит, наладим семейные дела и сразу поплывем


ФОТО: AP



Русские умельцы существовали всегда – вне зависимости от режима, внешней и внутренней политики и благосостояния народа. Есть люди, которые просто не могут сидеть сложа руки или валяться с книжкой – им обязательно нужно что-нибудь мастерить. Не важно, из чего, материал всегда найдется – у соседа на антресолях, на помойке, да на заводском складе, в конце концов, можно тиснуть иной раз бесхозный лист железа. Словом, это не проблема.

Но если желание чертить и строить никак не связано с социально-политической обстановкой в стране, то сам объект инженерной мысли, который чертят и склеивают из ржавых деталек на заднем дворе, совершенно неосознанно получается скорлупкой для своего создателя, этакой защитной оболочкой, в которую бы впихнуться, крутануть бы педаль и драпануть по дну Финского залива куда-нибудь, это, на Запад, что ли.

По какому-то странному закону самые изысканные умельцы встречались в социалистических странах – вероятно, потому, что там была, как говорится, хорошая мотивация. Вот, например, когда Берлинскую стену после первых отчаянных побегов взяли под усиленную охрану, жители ГДР принялись разрабатывать сложные планы подкопов, перелетов, кое-кто даже сиганул на самодельной крылатой машине с крыши высотного здания прямиком в капитализм – благо, трос выдержал и папу, и маму, и детишек.

Но настоящие гении побега жили и трудились, естественно, в СССР. Представляете, какое вдохновение сообщает конструктору железная стена? Умелец заковывает себя в крохотную подлодку, примеряет крылышки, забирается в пушку, и все ради того, чтобы как можно отчетливей ощутить, как выползает он полуживой на берег Старого Света, где встречают его банкой варенья и корзиной печенья. Видимо, это же чувство подталкивает эскаписта к очередному чудовищному трюку.

Так вот, один русский эскапист Михаил Пучков в середине 80-х решил улизнуть из Советского Союза. По вечерам, вернувшись со службы, он чертил деталировку подводной лодки, первого персонального подводного плавсредства в истории СССР. Сначала Пучков нарисовал себя в сидячем положении, затем вокруг достроил каркас аппарата. Коллегам он о своем проекте ни словом не обмолвился, однако уже после первого пробного заплыва органы явились к изобретателю с вопросиками. Пожалуй, "стук" тут ни при чем – Пучков сам наделал много шума: застрял в металлических сетях на дне Невы и еле-еле выкарабкался, едва не утонул. Согласитесь, 200-килограммовый объект, ворочающийся под водой, не может остаться незамеченным. Вы шпион? – спросили у Пучкова. Нет, я естествоиспытатель, честно ответил Пучков. Тогда идите со своим прибором в Военно-морскую академию, посоветовали визитеры в штатском и на том оставили умельца в покое.

Пучков продолжил опыты и через десяток лет, уже после перестройки, всплыл на новом батискафе в акватории Финляндии. Вместо педального привода теперь мотор, расписывает Пучков журналистам апдейты своего детища, весит махина две с половиной тонны, пять метров в длину, нос как у истребителя – видали? "Это ни с чем не сравнимое ощущение – сидишь, ребята, в собственными руками сделанной субмарине и шпаришь по подводным мирам…" – делится впечатлениями несостоявшийся беглец.

В скором времени он планирует совершить круиз вдоль побережья Балтийского моря, но сейчас Пучкову не до лодки. Дом, говорит, семья. Жена. Ну, вы понимаете. Не всю же жизнь бегать.

Выбор читателей