Благотворительность у нас не популярна

Нынешний год объявлен в России годом благотворительности. Но большинство наших соотечественников довольно прохладно относятся к этой идее, причем как рядовые граждане, так и бизнесмены




Нынешний 2006 г. объявлен в России Годом благотворительности. Но большинство наших соотечественников довольно прохладно относятся к этой идее. Причем делиться деньгами с нуждающимися не желают как бизнесмены, так и рядовые граждане. Таковы результаты исследования, проведенного социологами из Всероссийского центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ).

Но не будем огульно укорять россиян за черствость. Как утверждают ученые, негативное отношение к меценатству и благотворительности проистекает не из-за жадности, а потому лишь, что для развития института добрых и бескорыстных дел в нашей стране нет подходящих условий. И если бизнесменов смущают сложности при оформлении пожертвований и отсутствие налоговых послаблений, то простые граждане элементарно боятся, что их деньги пойдут "не туда".

Газета "Новые известия" довольно подробно рассказывает об исследовании ВЦИОМ. И, в частности, указывает на то, что в последнее время особенно участились случаи мошенничества: стало гораздо больше всяких фальшивых писем с просьбами помочь, например, несуществующему больному ребенку…

"НИ" отмечают, что для крупных западных компаний благотворительность – занятие регулярное и не подлежащее огласке. Как пишет газета, в Европе и Америке бизнес, воспитанный в традициях католической или протестантской этики, старается не выпячивать подобную деятельность. Иное дело у нас в России: наш бизнес чаще всего пытается заработать на благотворительности дополнительные очки и преимущества перед конкурентами, а порой и просто замаливает свои грешки.

Благотворительность у нас не приносит налоговых льгот, а порой становится просто обузой. "В России, к сожалению, законодательство о благотворительности как таковое просто отсутствует, – приводит газета слова члена Лефортовской коллегии адвокатов Ирины Калининой. – Несколько раз правительство рассматривало возможность внесения в Налоговый кодекс определенных налоговых льгот для благотворителей, но вопрос так и не был решен. Льготы для предпринимателей в нашей стране пока не предусмотрены".

Президент Российского союза промышленников и предпринимателей Александр Шохин приводит пример абсурдности ситуации с благотворительностью. Когда компания принимает решение выделить больному ребенку деньги на дорогостоящую операцию, она платит с этой суммы налоги. Родители при получении средств также должны уплатить подоходный налог. Вот и получается, что треть пожертвованной суммы уходит не больному ребенку, а государству. К тому же не каждый родитель может заплатить налог с крупной суммы.

У нас в стране многие наемные работники довольно отрицательно реагируют на благотворительные пожертвования своего руководства. Если есть лишние деньги, то сразу возникает вопрос: а почему бы их не распределить между своими?

Согласно данным ВЦИОМ, около 44% россиян не готовы подавать нуждающимся. "Самим не хватает", - успокаивают себя граждане и проходят мимо.

Дискредитируют благотворительность случаи мошенничества. ВЦИОМ отмечает, что в сознании людей до сих пор сильна установка, что все деньги украдут или растащат. "Рассылки на электронную почту с просьбами помочь ребенку часто раздражают людей. И если ребенок действительно болен, помочь ему будет сложно, потому что доверия к таким историям уже нет", - приводит газета слова президента благотворительного общества "Золотое сердце" Яков Брандт.

Еще хуже дела обстоят в провинции, особенно в депрессивных регионах. Так, например, директор Ульяновского детского дома Ирина Явкина признается, что ежедневно десятками рассылает письма по фирмам и предприятиям – просит оказать посильную помощь. Многие благотворительные фонды стараются не оказывать денежную помощь, что не очень нравится администрациям детских заведений: они хотят денег…

Огромное количество фондов вынуждены сворачивать свою деятельность. Наглядный пример. В год содержание одной из таких организаций обходится в 120 тыс. рублей, это без аренды и зарплат персоналу. В Саратовской области местный комитет по имуществу взял и установил арендную плату за помещения фондов, от которой они раньше были освобождены. Благотворительные организации фактически были приравнены к коммерческим, и для многих арендная плата оказалась непосильной.

В общем, у нас в стране, прежде чем начать заниматься благотворительностью, надо хорошенько подумать…

Выбор читателей