Ливан опять под угрозой гражданской войны

Покидая Ближний Восток, европейцы произвольно кроили границы образовываемых там государств, заложив множество бомб замедленного действия. Сейчас ливанская бомба готова взорваться снова


ФОТО: AP



Убийство влиятельного ливанского политика, министра промышленности Пьера Жмайеля, представляющего христианскую общину страны, в очередной раз поставило Ливан на грань гражданской войны. Ситуация напоминает канун трагических событий апреля 1975 г., которые стали сигналом к началу кровопролитной гражданской войны, не утихавшей почти 10 лет. Представители семейства Жмайель были активными участниками тех событий, а убийство одного из них, президента Ливана Башира Жмайеля в 1982 г., послужило прологом к резне в Сабре и Шатиле, в ходе которой погибло несколько тысяч человек.

Присутствие на территории Ливана тысяч палестинских беженцев и их боевых формирований стало важным фактором в развязывании гражданской войны в 1975 году. Однако не следует забывать, что эти беженцы появились не сами по себе, а после образования на Ближнем Востоке государства Израиль и ряда последовавших за этим кровопролитных войн с соседними арабскими государствами. При желании можно поискать истоки перманентной нестабильности в Ливане еще раньше.

Принятое державами Антанты (прежде всего Францией) в 1920 г. решение о создании "Великого Ливана" в его нынешних границах предопределило практически неразрешимые мирным путем этноконфессиональные конфликты внутри этого государства. Дело в том, что в его состав вошли земли, которые прежде никогда не входили в состав исторического Ливана (гряда Ливанских гор и близлежащее побережье). Таким образом, населенные преимущественно шиитами и суннитами территории были во многом искусственно присоединены к Горному Ливану с его маронитским (христианским) большинством, традициями автономии и тесными культурно-историческими связями с Западом. Если подавляющее большинство мусульман считало Ливан частью Сирии и вообще арабского мира, то друзы и христиане, наоборот, восприняли концепцию, согласно которой Ливан всегда был прибежищем меньшинств, изгоняемых из Сирии. Этот фактор во многом предопределил позицию большинства христиан и друзов, составляющих ныне ядро правящей группировки в Ливане. Антисирийской позицией этих общин умело пользуются всем известные враги Дамаска (и союзного с ним Тегерана – там поддерживают в основном шиитские группировки, хотя приверженцы Ирана есть среди суннитов и даже среди христиан).

Европейские колонизаторы, формально уходя с Ближнего Востока, произвольно кроили границы образовываемых там государств, заложив множество бомб замедленного действия. Сейчас ливанская бомба готова взорваться снова, уже в который раз, и этот взрыв рискует окончательно похоронить хрупкую местную государственность. Страна может де-факто распасться на части, контролируемые теми или иными группировками – маронитскими, суннитскими, шиитскими, друзскими; каждая из которых будет подпитываться соответствующими зарубежными спонсорами. Иностранные миротворцы в лучшем случае смогут лишь приглушить вражду представителей различных общин, однако и это весьма сомнительно.

После окончания израильской военной акции Соединенные Штаты целенаправленно занимаются разогреванием обстановки в Ливане. Их целью является превращение страны в плацдарм для дальнейшего давления на Сирию и Иран (не следует также забывать, что рядом – потенциально проблемные Саудовская Аравия, Турция и Египет). А для этого надо прежде всего разгромить просирийские и проиранские партии в Стране кедра. Однако с таким сценарием не согласны ни в Дамаске, ни в самом Ливане, где многие политические силы выступают за создание правительства национального единства с эффективным представительством всех политических партий и конфессиональных групп. Они справедливо указывают на то, что нынешний кабинет Фуада Синиоры, опирающийся в основном на поддержку из Парижа и Вашингтона, не отражает существующего де-факто соотношения политических сил в стране. На ближайшее время намечены массовые выступления в поддержку "Хезболлы".

В этих обстоятельствах убийство Жмайеля (так же как и убийство Рафика Харири, искавшего, как известно, непосредственно перед своей трагической гибелью взаимопонимания с Дамаском) вполне может быть тщательно спланированной провокацией с целью перевода конфликта в горячую фазу. И она может иметь успех – по сообщениям российских журналистов, ситуация в христианских районах Ливана близка к взрыву, а в день похорон Жмайеля лидеры основных противоборствующих сил обещают вывести на улицы городов тысячи своих сторонников.

Прежняя гражданская война была остановлена благодаря усилиям Лиги арабских государств, то есть прежде всего – соседей Ливана, незаинтересованных в превращении его в постоянную кровоточащую рану. Сейчас как никогда очевидно, что Ливан стал полем битвы могущественных мировых и региональных игроков, преследующих в этой стране свои интересы при опоре на клиентов внутри страны. Прежде всего это Соединенные Штаты со своим стремлением перекроить карту региона под свои геополитические интересы. На опубликованной в военной прессе США и наделавшей столько шума карте "Нового Ближнего Востока" в состав "Великого Ливана" входит уже часть территории Сирии...

Выбор читателей