РФ не желают принимать ни в Европу, ни в Азию

Состоявшиеся в январе саммиты АСЕАН и Восточноазиатского сообщества показали, что в целом интеграция в Азии развивается не столько вглубь, сколько вширь. И без участия России


ФОТО: AP



В конце 2006 года политики стран Азиатско-Тихоокеанского региона имели возможность убедиться в том, как климатические аномалии влияют на международную жизнь. Власти Филиппин из-за угрозы тайфуна перенесли очередные саммиты АСЕАН и Восточноазиатского сообщества (ВАС), намеченные на декабрь. По крайней мере, глава оргкомитета саммитов Марчиано Пэйнор тогда утверждал, что решение о переносе этих мероприятий "основывается лишь на плохой погоде". Поговаривают, однако, что испугались не только ее, но и террористов, которые угрожали "взорвать саммит АСЕАН". Как бы то ни было, мероприятия состоялись только в январе, еще раз продемонстрировав, что в целом интеграция в Азии развивается не столько вглубь, сколько вширь. И без участия России.

На острове Себу состоялась целая череда встреч на высшем уровне. Сначала свой саммит провела АСЕАН, в которую входят 10 государств. Эта группа, по идее, должна быть локомотивом всей восточноазиатской интеграции, но на деле пока не вышла из состояния "дискуссионного клуба", а точнее, собрания, где любят провозглашать амбициозные цели, но мало что делают для их осуществления. На этот раз – наконец-то! – страны-члены решили разработать устав организации (а ведь ей уже 40 лет) и даже подписали соответствующую декларацию. Кроме того, появилась декларация об ускорении создания сообщества АСЕАН. Оба документа, по сути, ориентирует АСЕАН на европейский опыт интеграции, ставя цель превратить ассоциацию в мощный региональный блок наподобие Евросоюза. Говорится о решимости укреплять связи стран-членов в экономической, социальной и культурной областях, а также в сфере политики и безопасности. Даже ставится цель постепенно перейти в механизме принятия решений от консенсуса к голосованию большинством и придать решениям Ассоциации обязательный для стран-членов характер. Конкретно же развитие интеграции выразилось в подписании Хартии о защите прав наемных работников за рубежом.

После саммита состоялись встречи в формате "АСЕАН + 1" с основными партнерами Ассоциации – Китаем, Японией, Индией, Южной Кореей. Тут речь шла о дальнейшем сближении: свободной торговле, взаимном поощрении инвестиций и т.п. Китай заметно больше остальных приблизился к АСЕАН по этим направлениям (точнее, "притянул" к себе страны Ассоциации). Именно поэтому – чтобы хоть немного компенсировать китайскую экспансию – АСЕАН ведет переговоры о сближении сразу с несколькими другими региональными державами.

Возможно, на этой почве и родилась идея более широкого форума – Восточноазиатского сообщества (ВАС). В него, кроме асеановской "десятки", входят Китай, Япония, Южная Корея, Индия, Австралия и Новая Зеландия. На Себу состоялся второй саммит ВАС. Примечателен он тем, что там была принята Себуанская декларация по энергетической безопасности Восточной Азии, определившая круг задач по обеспечению "надежных, адекватных и доступных" энергетических поставок всему сообществу. К этим задачам отнесено повышение эффективности и экологической безопасности использования традиционных видов топлива, а также снижение зависимости от них путем развития альтернативных источников энергии. Говорится о необходимости инвестирования в инфраструктуру энергетики, в частности, в создание региональной энергетической сети и строительство газопровода, который связал бы всю Юго-Восточную Азию. Предполагается более активно привлекать в энергетический сектор частный капитал. Для решения этих задач будет создана Целевая группа ВАС по энергетическому сотрудничеству, а в Сингапуре пройдет специальная встреча на уровне министров энергетики стран сообщества. Эксперты полагают, что основной целью всех намеченных усилий ВАС в области энергетики является снижение зависимости региона от поставок энергоносителей из стран Ближнего Востока.

Саммит ВАС приветствовал инициативы АСЕАН по развитию интеграции. В то же время лидеры ВАС решили расширять экономическое сотрудничество и внутри сообщества, в частности в финансовой сфере (эта тема будет обсуждаться на следующем саммите), а также сближать уровни социально-экономического развития стран-членов. Это необходимо, если Восточная Азия собирается идти по интеграционному пути Западной Европы. Впрочем, обгонять на этом пути свое "ядро"-АСЕАН ВАС не хочет. Именно поэтому участники саммита не поддержали идею главы Азиатского банка развития Харухико Куроды о превращении сообщества в единый торгово-экономический блок – пусть, дескать, сначала АСЕАН "дорастет" до такого блока. А в заявлении председателя саммита подчеркивается, что ВАС должно быть "ориентировано вовне", то есть на развитие отношений с внешними партнерами.

Впрочем, есть страны, которые не хотели бы оставаться внешними по отношению к сообществу. К таковым относится и Россия. Она не была представлена ни на саммите ВАС, ни в каких-либо версиях формата "АСЕАН +". Хотя, казалось бы, наша страна находится не так уж далеко от "эпицентра" восточноазиатской интеграции и является важным действующим лицом в Азиатско-Тихоокеанском регионе. Да и на первый саммит ВАС, который состоялся в конце 2005 г. в Куала-Лумпуре, был приглашен Владимир Путин.

Однако к работе нового сообщества Россию все-таки не подпустили, несмотря на активную поддержку со стороны ряда стран-участниц. О причинах этого рассуждал накануне саммитов генеральный секретарь АСЕАН Онг Кенг Йонг. Хотя связи АСЕАН и России "постепенно превращаются в улицу с активным двусторонним движением", говорил он, в настоящее время ассоциацию интересуют, в первую очередь, не географическое положение или размеры, а уровень развития связей с АСЕАН. Между тем, "у той же Новой Зеландии – вы уж извините! – он намного выше, чем у России". Поэтому, дескать, Россия пока не очень интересна восточным азиатам. Кроме того, против ее участия в новом форуме категорически выступила Австралия. Почему? Да просто потому, что в ВАС не приняли США. И нам остается только гордиться, что не Китай, а именно Россия по-прежнему воспринимается в мире как наиболее адекватный противовес Соединенным Штатам.

Впрочем, главная причина того, что объединяющиеся азиаты не берут к себе Россию, возможно, кроется в другом. Хоть наша страна и простирается до Тихого океана, но основная часть населения и экономики сосредоточена все-таки европейской ее части. К Европе же устремлен и основной вектор внешних экономических связей. Вот почему в АСЕАН считают Россию "менее азиатской", чем даже Австралию или Новую Зеландию. Это мнение, возможно, изменится, когда на полную мощь заработают сахалинские нефтегазовые проекты и будет построен экспортный нефтепровод из Восточной Сибири.

Выбор читателей