Европейский урок для Азии

Похоже, что наступление ЕС на Россию скоро выдохнется. Тогда Европе придется не учить страны АСЕАН интегрироваться, а перенимать их опыт по противодействию внешней экономической экспансии




В Хельсинки на днях состоялся очередной, шестой по счету, саммит Азии и Европы (АСЕМ) с участием глав 38 государств Евразии. Точнее, не всего материка, а лишь его западной и восточной "оконечностей": Евросоюза в количестве 25 стран и Восточной Азии в лице 10 стран регионального блока АСЕАН, а также Китая, Японии и Южной Кореи. На особых правах участвовала в саммите и Европейская комиссия. А вот материковая "середина" пока никак не задействована в этом форуме. Впрочем, надо полагать, что это явление временное: на состоявшемся саммите как раз договорились о приглашении в состав постоянных членов АСЕМ таких государств, как Болгария, Румыния, Индия, Пакистан и Монголия, а также секретариата АСЕАН. Дойдет, возможно, очередь и до России с ее соседями по СНГ. Но пока не до них.

Обсуждались, в основном (помимо традиционных глобальных вопросов вроде изменения климата), проблемы восточных азиатов: безопасность – ей угрожает КНДР, недостаток демократии – тут подкачали Мьянма и Китай, региональная интеграция – нужно обучать этому делу страны АСЕАН. Во всех этих вопросах Европа, похоже, взяла шефство над своими азиатскими партнерами. Ей ведь только дай кого-нибудь поучить! Особенно, конечно, оттянулись европейцы на Северной Корее и Мьянме – раскритиковали в дым и призвали к конструктивному диалогу. С Китаем были осторожнее, все-таки главный торговый партнер! К тому же Пекин четко дал понять назойливым нравоучителям, что хочет подальше развести вопросы экономического сотрудничества с темой соблюдения прав человека. И этой просьбе, похоже, вняли в Европе.

Но самый интересный обмен опытом между Западом и Востоком наметился в области интеграции. Ведь на Востоке сейчас формируется экономическое сообщество, равняющееся на Европейский союз. Это Ассоциация стран Юго-Восточной Азии (АСЕАН). Она была создана в далеком 1967 г. с основной целью – предотвратить экспансию СССР в Азии. В этом смысле АСЕАН была сродни тогдашнему ЕЭС, тоже противостоявшему советскому блоку. Однако после окончания холодной войны приоритеты азиатской интеграции изменились: на первое место вышла экономика. В 1998 г. АСЕАН наметила путь своего превращения в Азиатский экономический союз, или Общий рынок ЮВА – по аналогии с ЕС. Согласно первоначальному замыслу, его предполагалось создать к 2020 году. К этому сроку должно появиться "Интегрированное сообщество АСЕАН" - социально-культурная общность народов 10 стран (прямо как "более тесный союз народов Европы" - программная цель ЕС), объединенных сотрудничеством не только в экономике, но также в сфере политики и обеспечении безопасности.

Однако стремительное развитие Китая и Индии и необходимость конкурировать с ними за привлечение иностранных инвестиций внесли коррективы в планы АСЕАН. На состоявшейся в последней декаде августа встрече глав экономических ведомств было принято решение ускорить процесс формирования общего рынка на пять лет, то есть создать в АСЕАН зону свободного перемещения товаров, услуг и капитала к 2015 году. Накануне встречи генеральный секретарь организации Онг Кенг Йонг заявил: "Если мы не хотим сойти с дистанции, нам необходимо ускорить интеграцию. На передышки времени нет".

Если этот план будет утвержден на предстоящем в декабре саммите АСЕАН, то уже следующей весной может быть оформлено соглашение о либерализации транспортных перевозок в границах блока. Через шесть лет планируется ликвидировать ряд таможенных барьеров, связанных с лицензированием продукции и ее техническим контролем. Кроме того, уже в этом году должен быть подписан протокол о создании в АСЕАН единого таможенного пространства. Изначально его образуют шесть наиболее развитых стран - Сингапур, Таиланд, Малайзия, Индонезия, Филиппины и Бруней, а к 2011 г. к ним присоединятся Камбоджа, Лаос, Мьянма и Вьетнам.

Правда, вопреки ранним договоренностям, ничего конкретного не было намечено в области введения в странах АСЕАН единой валюты. А ведь давно существует идея создания расчетной единицы ACU – по аналогии с европейской ECU, на основе которой возникла нынешняя валюта евро. Впрочем, в этом промедлении нет ничего удивительного: ЕС шел к своей общей валюте почти полвека, причем, в составе государств, гораздо более близких по уровню развития, чем страны-члены АСЕАН. Вот в этом-то обстоятельстве и кроется причина медлительности восточноазиатской интеграции. Здесь, как говорится, "в одном флаконе" промышленно развитые Сингапур, Таиланд, Филиппины и откровенно бедные Камбоджа, Вьетнам, Мьянма. Поэтому на каждом саммите АСЕАН звучат громкие лозунги, ставятся амбициозные планы, а дело практически не идет. Кстати, и план формирования зоны свободной торговли к 2015 г. пока под вопросом из-за того, что менее развитые члены организации настаивают на большем сроке подготовки к этому событию.

Впрочем, нельзя сказать, что интеграция в Восточной Азии совсем не идет. Она развивается, но по другим, нежели в Европе, канонам. Ведь Евросоюз представляет собой очередное воплощение идеи "европейского концерта", где никто явно не доминирует и, более того, делается все, чтобы никто не доминировал. А в Восточной Азии совершенно очевидно доминируют две страны, не входящие, правда, в АСЕАН – это Япония и Китай. Причем, Китай по международному весу уже значительно превосходит Японию, хотя та все еще сильнее его экономически. Но именно Поднебесная сейчас собирает вокруг себя все страны региона, опутывая их паутиной деловых связей. В ряде стран АСЕАН более половины инвестиций приходится на китайский капитал, основная часть производств технологически связана с экономикой КНР и контролируется китайскими деловыми кругами.

На фоне могучего Китая интеграция стран АСЕАН выглядит как судорожные попытки сплотиться перед лицом неотвратимо надвигающейся экспансии . Но, видимо, без участия самого Китая все эти попытки обречены на провал, поскольку он интегрирует регион гораздо эффективнее, чем АСЕАН. Ему пока мешает только один фактор – противовес в лице Японии, за которой стоят США. А они, как известно, не хотят чрезмерного усиления Пекина. Но даже при такой поддержке Япония значительно уступает Китаю по влиятельности. Возникают и новые форматы интеграции: АСЕАН+1 (Китай), АСЕАН+3 (Китай, Япония и Южная Корея), даже АСЕАН+6 (добавляются Индия, Австралия и Новая Зеландия), но все они, так или иначе, являются вариантами объединения под эгидой Китая. США пытаются придать больший вес тихоокеанскому сотрудничеству в рамках АТЭС, членом которой они являются, но эта организация имеет слишком широкий формат и не может заменить азиатам их собственное интеграционное объединение. В целом тенденция такова, что Китай постепенно вытесняет США из Азии. Сейчас, например, формируется новая организация – Восточно-Азиатское сообщество (ВАС), где будут представлены все страны региона, а влияние США будет сведено к минимуму. В этих условиях Вашингтон, скорее, заинтересован в сохранении АСЕАН в ее нынешнем составе – как организации, еще хоть как-то противящейся китайской экспансии. И связи США с восточноазиатской "десяткой" заметно оживились. В конце августа американцы подписали с Ассоциацией соглашение по торговле и инвестициям (раньше такие договоры заключались с каждой из стран в отдельности).

Но вот беда: пока продолжается все это перетягивание Юго-Восточной Азии, реальная интеграция стопорится. В частности, АСЕАН уже много лет не может ввести единую валюту (или хотя бы расчетную единицу), поскольку мечется межу юанем и иеной и не может перейти к политической интеграции, так как испытывает давление с разных сторон.

Конечно, АСЕАН обращается за советом к единой Европе. На что та с готовностью откликается. В августе глава делегации Европейской комиссии в Куала-Лумпуре Тэрри Роммель заверил участников министерской встречи АСЕАН, что "ЕС всегда готов помочь АСЕАН в осуществлении этой грандиозной идеи, поделиться богатым опытом интеграции в Европейское экономическое сообщество и ЕС". А в июле верховный представитель ЕС по внешней политике и безопасности Хавьер Солана объявил о намерении Евросоюза присоединиться к основополагающему документу АСЕАН – Договору о дружбе и сотрудничестве 1976 года. Собственно, форум АСЕМ был создан, в основном, в целях обмена опытом.

Но может ли помочь Европа Азии хотя бы советом? Вряд ли. Европейские сообщества формировались и крепли в те времена, когда Европа была строго поделена на две части и ни СССР, ни США не посягали на чужую сферу влияния, не мешая им развиваться своими путями. АСЕАН же находится в диаметрально противоположной ситуации: она как раз является ареной борьбы двух (или даже трех) мощных игроков. И пока не установится какой-то баланс сил в регионе, пока США и Китай не переделят сферы влияния, мирно развивать интеграцию на европейский манер у АСЕАН не получится. Поэтому Ассоциация, в отличие от Евросоюза, не спешит расширять круг участников. Например, было отклонено предложение Японии сходу расширить создаваемую зону свободной торговли до формата АСЕАН+6.

Вообще, удивительно, насколько геополитически симметрична наша Евразия! Ведь восточноазиатский расклад - это зеркальное отражение расстановки сил в Европе. И там и тут есть интегрирующиеся "оконечности" материка, довольно неоднородные и подверженные внешнему влиянию – соответственно, АСЕАН и Евросоюз. Есть потенциально мощная "материковая" сила: тут – Китай, там – Россия. Эти силы представляют жизненный интерес для интегрирующихся "оконечностей" (у Китая есть производство и инвестиции, у России – ресурсы), но в то же время "оконечности" их побаиваются. И есть одна общая внешняя сила – США, которые распространяют свое влияние на "оконечности" материка как напрямую, так и через союзные островные государства: тут – Японию, там – Великобританию. Главное же отличие состоит в том, что на Востоке "материковый" Китай уверенно прибирает к рукам АСЕАН, а на Западе Евросоюз наступает на "материковую" Россию.

Впрочем, похоже, что наступление ЕС скоро выдохнется: в Брюсселе сейчас уже больше чем в Москве боятся "европейской ориентации" Украины и раскаиваются, что пообещали взять к себе Болгарию с Румынией. В то же время началось встречное – экономическое – проникновение России в Европу. Туда устремились наши топливно-энергетические и металлургические концерны, банки и многочисленные частные инвесторы. Все они стремятся приобрести там определенные активы, в том числе, стратегически важные. Поэтому возможно, что скоро Европе придется не учить страны АСЕАН интегрироваться, а перенимать их опыт по противодействию внешней экономической экспансии! Вот тогда на востоке и западе нашего материка все станет совсем симметрично.

Выбор читателей