Примитивные комедии затмили блеск "Оскара"

По итогам кинопроката первые места заняли три незамысловатые картины юмористического жанра, тогда как недавно объявленные номинанты на "Оскара" по сравнению с ними не слишком пользуются популярностью




Не секрет, что премия "Оскар" ежегодно вызывает ажиотах не только в США, где она присуждается и вручается, но и во всем мире. Около недели назад, 23 января, Американская киноакадемия объявила претендентов на получение сверкающих статуэток - актеров первого и второго плана, режиссеров, операторов, композиторов, сценаристов и, собственно, лучшие фильмы. Но у публики, которая имеет право на свое собственное мнение, отличное от позиции критиков, есть козырь - желание или нежелание смотреть эти самые картины в кинотеатрах. Вот и получается, что номинированы одни, а деньги прокатчикам приносят совсем другие.

О вкусах не спорят, поэтому будем исходить из того, что популярность пары довольно-таки низкопробных фильмов имеет свое логическое объяснение. Ленты Epic Movie и Smokin' Aces словно медом намазаны для толп зрителей, готовых даже потратить уик-энд ради удовольствия лицезреть их повторно. Итог с точки зрения Киноакадемии просто плачевный: по уровню рейтинга, основанного на данных о прибыли с проката за прошедшие выходные, эти два произведения с лихвой обошли всех претендентов на "Оскара". Кстати, такой "бойкот" номинантам зрители объявляют не первый раз: в прошлом году вторая часть непритязательной комедии "Дом Большой Мамочки" собрала столь обширную аудиторию, что топ-лист самой главной кинопремии года оказался, увы, за бортом.

Epic Movie ("Очень эпическое кино"), слепленное по проверенному рецепту "Очень страшного кино", пародирует наиболее яркие и узнаваемые эпизоды и образы кинофильмов последних лет - "Чарли и Шоколадная фабрика", "Хроники Нарнии", "Пираты Карибского моря", "Возвращение Супермена" и других. Кинокомпания "ХХ век FOX", отснявшая это сногсшибательное попурри, уже заработала на нем $19,2 млн по итогам проката в 2801 кинотеатре. Критики надеются все же, что этот фильм - стандартная "однодневка", которую посмотрят миллионы, а потом вмиг забудут, о чем там шла речь. В качестве прецедента приводится Date Movie ("Киносвидание") - коллаж из штампов романтических историй про девушек, превращающихся из гадких утят в стадо лебедей. Помнится, после своего триумфального шествия по миру он собрал $48,5 млн и на том остановился.

Не менее прибыльной оказалась для своих создателей - кинокомпании Universal Pictures - лента Smokin' Aces, то бишь "Козырные тузы". По рейтингу в прокате она стоит на почетном втором месте, заработав уже $14,3 в 2218 кинотеатрах. Примечательно, что сам фильм - малобюджетный, так что его съемка окупится с небывалой лихвой, завоевывая зрителей своей зажигательностью и простотой - правда, увы, не той, которая свидетельствует о гениальности. Тем не менее "Тузы" уже давно оставили позади своих заочных конкурентов в жанре криминального кино - совершенно серьезные ленты "Счастливое число Слевина" с неутомимым Брюсом Уиллисом и "Домино" с Кирой Найтли.

На третьей строчке рейтингов закрепилась еще одна комедия, не менее легкая для просмотра, чем две ее предшественницы. "Ночь в музее" успела собрать $400 млн за время своего поистине победного шествия по миру. Судите сами: прокат фильма продолжается уже седьмую неделю, а он так и не выпадает в "осадок" хит-парадов, умудряясь едва ли не во всех странах, где идет, занимать солидные места в десятке самых популярных. Детский сюжет и не менее детское его развитие плюс компьютерная графика, оживившая экспонаты палеонтологического отдела - вот и все ингредиенты, из которых смешан этот оказавшийся на удивление вкусным для публики кинококтейль.

Если кто-то и заподозрил, что рейтинги этим трем триумфаторам создают оголтелые детишки, проводящие в темных кинозалах львиную долю своего свободного времени, то это мнение совершенно ошибочно: итоги опросов на выходе из кинотеатров показали, что 59% зрительской аудитории - это представители мужского пола, причем 57% всех посмотревших эти фильмы старше 25 лет.

А в это время претенденты на получение "Оскаров" неторопливо набирают обороты. Пока основным показателем их постепенного восхождения на олимп лидеров проката является увеличение количества прокатных копий; на прибылях же от проката номинирование пока особенно не сказалось. Как показывает практика, ни шанс на вручение золотой статуэтки, ни непосредственно само ее вручение не способны в одночасье сделать фильм лакомым кусочком для зрителя: он все равно останется верен своим предпочтениям, а на ажиотаж вокруг красной ковровой дорожки может вообще не обратить внимания.

Выбор читателей