Оскар-2007: справедливость и сдержанность

Церемония вручения самых престижных наград в мире кино прошла без сенсаций. Она отличалась лаконизмом и не принесла каких-либо неожиданностей по части "озолочения" номинантов. Скорсезе победил заслуженно


ФОТО: AP



Должен признаться, я бы сильно удивился, если бы Клинту Иствуду вручили "Оскар" второй раз подряд, за фильм на японском языке, в обход Мартина Скорсезе, чье расстроенное лицо мы наблюдали последние несколько лет, когда один его мегабюджетник за другим пролетал как фанера... пардон, "Авиатор", над Парижем. В этой несправедливости – пролети он и в этом году, был бы, несомненно, особый шарм и богатая пища для журналистов, но "Оскар" все же опирается на мнение многотысячной толпы академиков, а не на сиюминутные нужды пиарщиков.

Да, угадать главных триумфаторов нынешнего года не составляло труда. Я ошибся только с Форрестом Уитакером (несомненно, великим актером), поскольку давно люблю Ди Каприо и считаю, что раз уж давать "Отступникам" награды, то по полной. Да и сколько можно - у того же Скорсезе Лео играет в каждом новом фильме последних 10 лет, а разделить триумф так и не смог. Эта единственная несправедливость судьбы по отношению к мегазвезде, которую незаслуженно попрекают миллиардами "Титаника", и, кстати, точно так же обошли, осыпая этот далеко не лучший фильм многочисленными наградами. Между тем, как известно, актеров много, а номинаций мало, и, я уверен, Ди Каприо еще дождется звездного часа.

Российский прокат по срокам выхода релизов уже приближен к мировому, поэтому основные фильмы-победители 2006 года мы видели. "Королева" выходит на этой неделе, "Отступники", "Лабиринт Фавна", "Кровавый алмаз", "Возвращение", "Пираты: Сундук мертвеца" - могли даже подзабыться.

Надо сказать, что бесконечные утверждения прессы, будто в этом году не случилось шедевров, мне кажутся необоснованными.

Да, фильм "Королева" довольно камерный и, в общем, сиюминутный. Но то, что Хелен Миррен выиграет в этом году, лично у меня сомнений не вызывало. Степень ее перевоплощения и уровень игры вполне можно назвать шедевральными. При просмотре иногда кажется, что сама королева Елизавета II согласилась кое-где дублировать актрису.

Что касается "Отступников", фильм вряд ли можно назвать лучшим у великого режиссера, мифотворца и столпа авторского "большого Голливуда". Но в последнее время, подчиняясь вполне разумной логике, мол "...у Копполы есть, у Иствуда есть, у всех дружбанов есть, а у меня чего?", Скорсезе снимает один за другим многобюджетные драмы с конкретным прицелом на золотого рыцаря. Видимо, по совету друга и продюсера "Отступников" Стивена Спилберга, который годами снимал блокбастеры и был в аналогичном "пролете", пока не додумался рассказать об ужасах Холокоста и "пробить на жалость" киноакадемию, мистеру Скорсезе пришлось забыть о своем уникальном даре визионера и обраться к "крепкому" детективу, напичкав свой победный фильм не столько открытиями по части искусства кино, сколько доступной интригой.

Отличает "Отступников" от прочих прошлогодних фильмов того же уровня, вроде депальмовской "Черной орхидеи", лишь присущая автору "Бешеного быка" и "Хороших парней" жесткость и отстраненность в показе кровавых сцен. Но, справедливости ради, надо сказать, что и явных конкурентов в этом году у него все же не было.

Что порадовало в этом году, так это разброс мнений. Когда Питеру Джексону дают одиннадцать статуэток за толкиниану, или столько же Кэмерону за нечто подобное, то видишь только размах пиар-кампании, блеск миллионов, слышишь, как трещат по швам костюмы продюсеров от их чрезмерно раздутых мышц – и недоумеваешь. Ну да, хорошие фильмы, но не настолько, чтоб затмить все на свете, тут надо и честь знать. А нынче глядишь: всем сестрам раздали по серьгам, все политкорректно и ладушки. Неграм пожалуйте – главную мужскую и второстепенную женскую. Жаль только красивому ребенку в прекрасном платье из "Маленькой мисс Счастье" ничего не досталось. Но я все равно люблю негров, и хотел статуэтку для Эдди Мерфи. Не дали...

Еще удивил выбор полнометражного мультфильма: я был абсолютно уверен, что победят "Тачки", а не "Пингвины". Видимо какие-то свои внутренние течения возобладали в противостоянии "Пиксара" и "Дримворкс".

Да, что еще порадовало, о чем стоит сказать отдельно, - американцев внезапно потеснили не только соседи (мексиканец Инъярриту), но и в большой степени европейцы. "Лабиринт Фавна", фильм испанца Гильермо Дель Торо, хоть и не взял ни одной главной номинации, но доминировал всю первую половину церемонии, доказывая не только непредвзятость, но и наличие вкуса у американских киноакадемиков.

В общем, стоит еще раз отметить, что сезон 2006 оскароносного года не был сенсационным, но и не принес разочарования, как в некоторые предыдущие годы. Все закономерно. Авторское и независимое кино соседствует с продюсерским в той пропорции, в какой оно пользуется зрительским спросом. Мастера получили заслуженные награды. То, что особого размаха и блеска церемонии в этом году мы не увидели, я думаю, связано с повышенными ожиданиями следующего в 2008-м юбилея. Уверен, наши ожидания не будут обмануты, когда "золотого дядьку" будут вручать в 80-й раз.

Выбор читателей