Люк Бессон сотворил новое поколение невероятных героев

Знаменитый режиссер, некогда мастер агрессии и отрицания, завоевывает мир с помощью детских книжек: Люк Бессон представляет героя нового поколения Артура и странный мир, одновременно столь похожий на наш



ВСЕ ФОТО



Детская литература - совершенно особый мир, со своими нормами, правилами и законами. Книги, особенно те, которые адресованы самым маленьким, по умолчанию не должны травмировать ребенка, они обязаны еще больше, чем "взрослая" литература, соответствовать морально-этическим нормам, потому что книга – и это уже избитая истина - один из способов воспитания ребенка. И единственный способ понять, что принесет обожаемому чаду пара сотен страниц в эффектном переплете, - это взять и самому прочесть выставленный на прилавках магазинов труд.

Сейчас же на них, благодаря издательству "Махаон", появилась книга, уже ставшая лидером по продажам во многих странах Европы, причем многие ей сулят бесспорное первенство. Знаменитый режиссер, некогда усердный исследователь жестокости и агрессии мира, Люк Бессон в мгновение ока переквалифицировался в писателя и на-гора выпустил серию детских книг о приключениях десятилетнего мальчика Артура в стране минипутов - мире, существующем параллельно нашему, мире, о котором знают только избранные.

Книга полна всего того, что так нужно детям: чудес, загадок, приключений, поисков сокровищ, загадочных существ, персонажей, над которыми можно смеяться до упаду, злодеев и воинов добра, готовых им противостоять. Взрослого читателя может насторожить кажущийся слишком простым битый слог и повторы, самим автором объясняемые так: "У меня вместо глаз - камеры, которые подключены к руке. Я - человек зрительной культуры. Сначала я написал сценарную разработку, а потом саму книгу". Избавиться до конца от элемента сценарности Бессону так и не удалось, однако это все видно взрослому читателю, детские же глаза и уши привлечет совсем другое - сюжет.

А сюжет Бессону вполне удался: он абсолютно законченный с одной стороны, а с другой - оставляет простор для развития. По прочтении книги становится очевидно, что это только первое приключение Артура, в настоящий момент в России изданы и следующие книги Бессона - "Артур и запретный город", "Артур и месть Урдалака" и "Артур и война двух миров".

Более того, очевидно, что книга не стала просто капризом великого режиссера, капризом небрежным и необдуманным, просто желанием попробовать что-то новое. В ней есть тот самый морально-этический заряд, который мы ждем от детской литературы. Заряд добра. Автор на примере простейших жизненных ситуаций, обыгранных на сказочных существах, подает ребенку этические максимы взрослого мира: о том, что "любые проблемы можно решить мирным путем", о том, что победа достается лишь тому, кто справедлив и чист сердцем, о том, наконец, что любовь - чистейшее из чувств.

Помимо этого, по словам самого Бессона, он хотел показать книгой, что такое любовь к собственной планете и забота о ней. В одном из интервью режиссер сказал: "Артур" - это попытка поговорить с детьми, и прежде всего поговорить об экологии. Мы оставляем им планету, совершенно испорченную... Сказочные минипуты – это очень экологичный народ, который перерабатывает все отходы. Еще в книге есть эпизод, когда десятилетний Артур из пластиковых трубочек для коктейля строит самодельную оросительную систему. А потом, когда с ним происходят метаморфозы - становится минипутом, - он имеет возможность снизу оценить проделанный труд. Он видит, насколько варварски грубо это вмешательство в жизнь, насколько любое вмешательство человека может оказаться опасным для окружающей среды. Я хочу показать детям: "То, что мы делаем, не всегда безупречно". Через призму минипутов - существ, живущих под землей и выходящих временами на поверхность - становится очевидно, сколь разрушительно может быть даже минимальное деяние человека. Та самая пресловутая теория раздавленной бабочки и того, как это может повлиять на весь окружающий мир.

Бессону удалось поговорить не только с детьми: в книге более чем достаточно намеков, скрытых цитат и аллюзий, способных привлечь внимание взрослых. Автор откровенно признал, что не писал произведение, ориентированное на конкретную возрастную аудиторию, отметив, что лишь "следовал какому-то ритму, который идет изнутри".

Мир детской литературы еще более синтетический, чем взрослой. Здесь реже изобретается новое, а потому читатель "в возрасте" сразу вспомнит, листая "Артура и минипутов", советские "Приключения Карика и Вали" с их лаконизмом, свойственным советской детской литературе, "Приключения Гулливера", которому не посчастливилось стать самому малышом, но он смог взглянуть на мир малышей сверху. В данной ситуации новизна сюжета не является решающей, успешность определяется тематическим насыщением. И тут в пользу Бессона все то, о чем было сказано выше: он не переходит тончайшую грань этики, при этом сделав повествование красочным, доступным детскому сознанию. Дети, как известно, играют в литературных персонажей, и это еще одно мерило произведения: Артур, с его детским желанием восстанавливать справедливость, делиться, спасать, побеждать во имя правды, - вполне достойный пример для подражания.

Получив книгу в свои руки, я начала читать ее с великим скепсисом, помня, что Бессон – это уже некий бренд, что детская литература на поп-волне вырождается и коммерциализуется и так далее. Прочитав же ее, я со спокойной совестью готова отдать в руки своего ребенка. Другое дело, тут нужно быть готовой к тому, что в самое ближайшее время придется идти в кино, потому что Бессон не забыл о своем первом и пока что главном призвании и снял анимированную ленту о похождениях Артура, которая меньше чем через месяц появится в российском прокате. Здесь опять можно было бы вернуться к обсуждению того, что все вместе - это грандиозный и выигрышный коммерческий проект, но не хочется. Опять же потому, что книга заслуживает право на существование и на то, чтобы ее читали детям.

Суммарный тираж книг Люка Бессона уже составил в России 1,5 млн экземпляров, что же касается анимационной ленты, то ее прокат начнется 22 марта, а в "озвучке" приняли участие Нелли Уварова, Андрей Григорьев-Аполлонов и Тимати.

Выбор читателей