Проди чудом обрел шаткое доверие Сената

Верхняя палата итальянского парламента проголосовала за вотум доверия премьеру, но победил Проди с мизерным перевесом: всего лишь пять голосов, четыре из которых принадлежат "пожизненным" сенаторам


ФОТО: АР



Итальянский премьер-министр Романо Проди сделал первый шаг на пути к возвращению во власть: накануне за него проголосовало большинство парламентариев. Правда, победа над верхней палатой далась ему нелегко (свои голоса за него отдали 162 человека, против его кандидатуры - 157 членов Сената). Тем не менее вопрос о том, будет ли Проди продолжать выполнение премьерских служебных обязанностей, пока остается открытым.

Беседуя с журналистами после того, как стали известны результаты тайного голосования верхней палаты, Романо Проди признался, что он доволен промежуточными итогами. "Впереди еще нижняя палата", - добавил он, подразумевая, что вскоре ему предстоит выдержать следующий, финальный этап голосования. Оно состоится завтра, в пятницу 2 марта, и, как ожидают эксперты и сам премьер, окажется в его пользу: сторонники Проди составляют в нижней палате большинство.

Напомним, голосование о доверии итальянскому премьеру и возглавляемому им Кабинету министров обрело необходимость около недели назад, после того как Сенат выразил крайнее неодобрение внешней политике, проводимой Романо Проди, и потребовал от его левоцентристского правительства уйти в отставку. Численный перевес противникам премьер-министра обеспечили двое членов его коалиции, проголосовавшие за отставку Кабмина.

В стране разразился политический кризис, который итальянский президент Джорджио Наполитано разрешил наиболее мягким способом - попросил Проди не покидать пост главы Кабинета министров в ближайшее время и обратился к Сенату с просьбой организовать повторное голосование по вотуму доверия правительству. Накануне стало известно, что парламентарии поддержали президентскую инициативу, однако вотум доверия Проди оказался весьма шатким: победа была одержана за счет всего лишь пяти голосов, причем четыре из них принадлежат сенаторам, которые являются таковыми пожизненно, то есть не избираются.

Критическая ситуация, связанная с деятельностью Проди, возникла спустя девять месяцев после того, как он был избран на пост премьер-министра вместо Сильвио Берлускони. Камнем преткновения для Сената около недели назад стала предложенная Проди программа участия Италии в военной миссии НАТО в Афганистане и расширения американской авиабазы, расположенной под Виченцей. Кроме того, общественный резонанс вызвали его проекты в области семейного законодательства: Проди инициировал обсуждение законопроекта, в соответствии с которым союз между представителями одного пола обрел бы юридическую силу. Таких нововведений - слишком уж в духе Нового Света - католическая Италия одобрить просто не могла.

Предложения премьера вызвали негативную реакцию даже у его сторонников, которых он впоследствии поставил перед выбором: или они смыкают ряды и принимают его сторону, или он уходит в отставку, навсегда порывает с большой политикой и возвращается преподавать в свой родной болонский университет. Наполитано заявил, что не принимает прошение Проди об отставке, и назначил повторное обсуждение вотума недоверия правительству в Сенате. Накануне тайного голосования в верхней палате Романо Проди попытался сплотить своих политических единомышленников, обязав лидеров всех партий блока "Союз" подписать специальный документ о безоговорочном их приятии 12 пунктов новой программы Кабинета министров. Указанные в тексте "договора" положения программы "не подлежат обсуждению и обязательны к соблюдению".

Хотя в положительном исходе голосования нижней палаты парламента мало кто сомневается, эксперты тем не менее прочат Проди и его кабинету недолгий триумф: по мнению аналитиков, после вынесения вотума доверия и возвращения правительства к выполнению своих обязанностей сенаторы все равно не проголосуют за введение итальянского военного контингента в Афганистан, да и остальные проекты премьер-министра тоже вряд ли найдут поддержку. Так что судьба Романо Проди, как полагают его соотечественники, решится не завтра, а через несколько месяцев, когда вопрос о вотуме недоверия встанет снова.

Выбор читателей