Последний день Помпеи повторился в четвертом измерении

Исследователям из Национального института геофизики и вулканологии в Пизе удалось построить четырехмерную компьютерную модель нового извержения Везувия. Если коротко - Помпеи отдыхают




Древнеримский город Помпеи располагался у подножия Везувия, на берегу Неаполитанского залива. Когда вулкан пробуждается, со склонов в долину сбегает доисторический страх. Над Неаполем ползет дым, под пеплом лежат античные руины, снуют туристы, щелкают камерами, и всему миру как-то не по себе. Последний раз Везувий извергался в 1944 году. В то время, правда, люди гибли и без всяких катаклизмов, так что призрак Помпеев прошел стороной, а пепел и туф легли на головы американских солдат, столь неудачно спланировавших высадку в Италии.

С тех пор вулкан не подавал признаков жизни – казалось, он заснул навсегда. Возможно, так оно и есть. Но эсхатологическая суть века информации так сильна, что человек просто не может устоять перед искушением представить себе "Последний день Помпеи – 2". (Чтобы избежать орфографической куролесицы, напомним, что Карл Павлович Брюллов написал свою картину в тридцатых годах XIX века, а мы с вами живем в XXI – за это время название города в родительном падеже выросло на целых две буквы.)

Итак, исследователям из Национального института геофизики и вулканологии в Пизе удалось построить четырехмерную компьютерную модель нового извержения древнего гиганта. Гибель – теперь уже Помпеев – в современном исполнении унесет жизни, по меньшей мере, 300 тысяч человек, проживающих в окрестных городах. Все населенные пункты, расположенные в радиусе 10 км от Везувия, будут, естественно, стерты с лица земли. Восемнадцать Помпеев – долой. По масштабам это бедствие превзойдет все природные катаклизмы, которые до сих пор случилось пережить человеку разумному. То, что произошло в 79 г., покажется локальным ЧП в сравнении с новым буйством Везувия.

И вот еще что. Основная масса трупов будет простираться к югу и к востоку от жерла вулкана, меж тем как северный и северо-западный склоны едва тронет лава. Впрочем, наверняка найдутся люди, которые повторят судьбу глупых патрициев, пытавшихся укрыться от пепла в домах. Они задохнутся ядовитыми сернистыми газами. А может быть, их похоронят под собой крыши бесценных вилл, не выдержавшие тяжести туфа. Даже если они догадаются в последнюю минуту выбежать на улицу, их с очень большой вероятностью убьет куском горной породы, вылетевшим из жерла Везувия. Картина, в общем, будет примерно такая же, как две тысячи лет назад: черная земля, черное небо, черная пустота. А на раскопках лет, опять же, тысячи через две, археологи новой эпохи обнаружат скукожившиеся скелетики неопатрициев, накрепко сплавленные с золотыми слитками. А потом кто-нибудь обязательно захочет смоделировать гибель последний день Помпеи. Помпеев.

Выбор читателей