Россия и Китай встали на защиту иранского народа

Проект новой резолюции Совбеза по Ирану вызвал массу разногласий. "Шестерка" претерпела раскол: Россия и Китай не согласились с требованием Вашингтона ввести финансовые и торговые санкции в отношении ИРИ




Иранские дискуссии не прекращаются ни на минуту – если о скандальном мирном (или, вернее, о скандально мирном) атоме Исламской Республики не говорят на форумах и ассамблеях, то, определенно, мусолят эту тему в кулуарах. Это стало настолько привычным делом, что теперь, когда Тегеран вдруг пропадает из новостных лент, читатель испытывает информационную тоску по загадочной восточной теодемократии и ее персонам. Если молчит Ахмадинежад, читателю, откровенно говоря, становится скучно. Президент Ирана известен своей несгибаемостью и, скажем так, грязным ораторским саундом.

Ему удалось организовать в Иране замкнутый топливный цикл – причем, обратите внимание – еще до завершения строительства Бушерской АЭС. Идея цикла состоит в том, что ИРИ отказывается подчиняться воле международного сообщества, но при этом сама ничего совсем уж катастрофического не совершает. Тегеран парирует предписания Совбеза обещаниями все сделать наоборот, но при этом не выполняет ни того, ни другого. И, вроде бы, все работает, и все довольны.

Очередная резолюция, готовящаяся к утверждению в СБ ООН, ныне активно обсуждается членами так называемой "шестерки". (В "шестерку" входят пять постоянных членов Совбеза и Германия.) Обсуждение дается с трудом. Дискуссия выходит нестройная.

Как всегда, срединную позицию заняли Россия и Китай, избегающие резких выпадов в отношении Ирана. Пекин категорически против введения финансовых и торговых санкций против Исламской Республики. Москва придерживается аналогичного мнения об этом пункте резолюции. Его нужно исключить, поскольку, как говорит постоянный представитель КНР при ООН Ван Гуанья, подобные меры нанесут вред иранскому народу. Народ, хоть и поддерживает ядерную программу и ходит с транспарантами, но по большому счету, ни в чем не виноват. По идее, запреты должны касаться только чиновников и тех, кто задействован в разработке мирных и военных проектов. К примеру, если некий бизнесмен участвует в программе обогащения урана или оказывает финансовую помощь научно-исследовательским лабораториям, то отказ иранского руководства выполнить требования резолюции автоматически превратит его в "сообщника режима". О кредитах, грантах, займах и прочем придется забыть навсегда.

Кроме того, по замыслу Вашингтона, постоянно беспокоящегося о недостаточной жесткости санкций, новая редакция документа предусматривает также давление на госструктуры вроде Корпуса стражей Исламской революции и государственные банки Ирана.

Напомним, основным требованием резолюции является полная остановка всех центрифуг, прекращение исследований в области ядерной физики и радиохимии, безвременное усыпление "мирного атома". Иран эти требования отвергает и анонсирует новые достижения технологии.

Выбор читателей