В крови младенцев нашли "знаки судьбы"

Группа столичных ученых-биофизиков сделала если не сенсационное, то весьма важное открытие. Впрочем, о так называемых "знаках судьбы" знали еще древние люди и писали современные авторы

Группа столичных ученых сделала если не сенсационное, то весьма важное открытие. И даже не открытие, поскольку о "знаке судьбы" писал еще Чингиз Айтматов в своем романе "Тавро Кассандры". Дело в том, что, если будущему ребенку суждено стать преступником, умереть от неизлечимой болезни, сделаться алкоголиком или умереть от передоза героина, у матери и у младенца появляются специальные знаки.

Как пишет "Московский комсомолец", знак этот - пигментное пятно на лбу беременной женщины. Все дело в крови, в аномальном числе особых белков в лейкоцитах. Простую формулу выявления патологий, которая, по мнению ряда ученых, вполне тянет на Нобелевскую премию, вывел столичный биофизик, президент Фонда новейших медицинских и экологических технологий Владимир Папонов.

Суть его открытия, как пишет газета, в том, что им найдены так называемые "маркеры общей патологии", позволяющие выявлять новорожденных и других людей не только с наследственными болезнями, но и с любыми типами приобретенных недугов.

В белых клетках крови определяется уровень содержания двух белковых семейств - белков с массой 53 килодальтона (53К) и белка с массой 43К. Именно эти белки играют основную роль в защите организма от болезней. Нарушен баланс - жди неприятностей. Причем аномальное содержание белков в лейкоцитах выявляется у человека, который никаких жалоб на здоровье не высказывает. Но это только до поры до времени. Болезнь, считает Владимир Папонов, проявит себя обязательно.

Отвечая на вопрос, почему же до сих пор никто до этого не додумался, ученый сообщил, что исследователи отталкивались от границы нормы, а за норму считали кровь здоровых доноров из числа спортсменов. На то, что многие из этих доноров впоследствии заболевали раком или умирали от сердечно-сосудистых заболеваний, никто и внимания не обращал. Ученый, что называется, "пошел другим путем": он взял за норму кровь явно больных людей, с синдромом Дауна. У них отмечено ярко завышенное содержание белков с массой 53 килодальтона. Оказалось, что такой же показатель имеется у сердечников, больных гриппом, у раковых больных. А вот содержание белков 43К не дотягивало до нормы.

Вообще, о том, что многое в человеке врожденное, и говорить не приходится. Существуют даже две разновидности гена сна. В зависимости от того, какой именно у человека белок, ему либо хватает положенных восьми часов, чтобы выспаться, либо нет. Генетическая наследственность также определяет принадлежность к "пернатым". "Жаворонок" вы или "сова" - зависит от ДНК... Но вернемся к исследованиям.

Ученые пошли дальше, придумав отличный способ тестирования. Их интересовала кровь, вытекающая из пуповины новорожденных при отделении их от матери. Обследовали около 2 тыс. младенцев. Всего 2 мл - и все, анализ готов. Детей с врожденной патологией оказалось около 60%. Это, однако, почти на 30% меньше, чем считала официальная медицина.

По районам - вообще интересные цифры получаются, пишет "МК". Так, в Южном Чертанове 60% здоровых новорожденных, а в Северном их только 20%. В Южном Тушине - 65%, а в Северном - всего 22%. В НИИ Геоэкологии пояснили, что под Северным Тушином, например, есть разлом земной коры. Из него на поверхность выделяются различные вредные газы... Ученые пошли еще дальше - они составили практически адресные списки детей с маркерами общей патологии. А также выяснили взаимосвязь слабости здоровья с адресами проживания семей новорожденных.

Они определили несколько московских домов в двух округах, из которых новорожденные через одного входили в группу риска. Это может говорить либо о каких-то экологически опасных предприятиях, расположенных поблизости, либо о плохом качестве материалов, из которых построены дома, пояснил газете биофизик. Конкретные причины требуют выяснения для обеспечения безопасности населения Москвы. Однако подобные программы пока не планируются, отмечает "МК".

Зато в рамках национального проекта "Здоровье" в России всех новорожденных должны теперь подвергать скринингу - обследованию на премет выявления наиболее распространенных врожденных и наследственных заболеваний. На четвертый - пятый день жизни малыша из его пятки берется несколько капель крови на фильтровальную бумагу. Далее эта бумага должна быть направлена в лабораторию. Там на основании данного анализа могут выявить фенилкетонурию, врожденный гипотериоз и муковисциоз, которые грозят умственной отсталостью, слепотой и карликовостью. Если в крови обнаруживается маркер болезни, родители вместе с новорожденным ребенком приглашаются в медико-генетическую консультацию для проведения повторного исследования крови, подтверждения диагноза и назначения лечения.