Россия и Европа уселись на "пороховую бочку"

Французский премьер-министр заявил, что проект Ахтисаари является оптимальным для решения косовской проблемы и Россия должна отказаться от своих планов помешать его принятию в Совбезе ООН




С того момента, как план Марти Ахтисаари по урегулированию косовской проблемы был внесен на рассмотрение в ООН и передан в руки генсека организации Пан Ги Муна, ситуация стала накаляться буквально с каждым днем. Причем происходит это сразу на двух уровнях: низшем (распри между сербскими и албанскими политиками по-прежнему находятся в тупиковом состоянии) и высшем – европейские и российские политики начали отчаянные споры о том, как же будет решена судьба края, ставшего камнем преткновения в развитии всего региона.

Позиция России по данному вопросу известна: план Ахтисаари наши представители считают неприемлемым и настаивают на продолжении консультаций и переговоров. Европейские политики, в том числе главы всевозможных ведомств ЕС, усиленно добиваются того, что принятие этой модели развития региона есть единственный путь избежать хаоса и кровопролития, за которые придется заплатить Европе, а не России.

Не успел высказаться на эту тему один из комиссаров Европарламента, как очень жесткое заявление сделал министр иностранных дел Франции Филипп Дуст-Блази, в настоящий момент посещающий Косово. Пребывая в столице края Приштине, он высказал точку зрения, что план Ахтисаари - это "уникальная возможность гарантии стабильности Косово и всего региона, которая не только дает возможности для развития национальному большинству (албанцам - прим. ред.), но и гарантирует права меньшинства (сербов - прим. ред.)".

Более того, он подчеркнул: Россия должна осознать, что решение по Косово не будет являться своего рода международным прецедентом (то есть по аналогии не могут быть урегулированы проблемы Приднестровья и Осетии) и что наша страна должна наконец пойти на компромисс и не препятствовать его принятию. А, напомним, на пути к реализации плана Ахтисаари стоит именно наша страна и, возможно, Китай, так как они могут воспользоваться правом "вето", которым наделены в Совете безопасности ООН.

Между тем сербская сторона уже успела поставить французского премьер-министра в известность о том, что считает план Ахтисаари нарушающим международные правовые нормы, в частности прописанные в знаменитой резолюции №1244 Совбеза ООН, которой были гарантированы права всех этнических групп, населяющих край, а также принцип территориальной целостности СРЮ, который будет нарушен принятием документа Ахтисаари.

Воислав Коштуница, премьер-министр Сербии, заявил: документ является на редкость односторонним и учитывающим лишь интересы албанцев, проживающих на территории края, и международное сообщество недооценивает угрозу, которую несет принятие подобного плана для сербского меньшинства Косово и Метохии. В ответ на это от французского премьер-министра он получил только общие слова относительного того, что представляемая им страна понимает стабильность региона как приоритетную задачу.

Мы обратились за комментарием по данной проблеме к историку, научному сотруднику Института экономики РАН Сергею Романенко. Отвечая на вопросы корреспондента "Yтра" относительно косовской проблемы и российского к ней отношения, он отметил, что в позиции России в данный момент должен стать определяющим фактор собственных долгосрочных геополитических интересов: "Решение будет способствовать укреплению России в странах СНГ, на Балканах и Европе. Источник колебания России - сочетание собственных интересов с интересами Сербии. Часть населения в Сербии готова примириться с утратой Косово, а часть - нет. Между тем у России будут возникать конфликты с теми, кто признает независимость Косово, начнутся проблемы в отношениях со странами СНГ".

Говоря непосредственно о плане Марти Ахтисаари, Сергей Романенко отметил, что данный проект, безусловно, нуждается в доработке, однако вариант с его полным неприятием и созданием новой комиссии по косовскому вопросу не является оптимальным: "Ахтисаари хотят заменить на другого посредника, но мне кажется, вряд ли кто-то согласится. Нужно ведь найти еще человека, которого все уважают, и который согласится публично поддерживать план. Да и переговоры надо будет начинать с нуля, которые неизвестно когда закончатся и с неизвестно какими результатами".

Наконец, обратившись к вопросу о российском праве на "вето" в Совбезе ООН он отметил, что подобный вариант "все равно не вернет Косово в Сербию" и главным на данном этапе переговоров должно стать "стремление сохранить мир и обеспечить всем национальностям как в Косово, так и в Сербии одинаковые права".

Выбор читателей